• 29.10.10
  • 1006

Пять главных выставок ноября 2010

В Москве и Петербурге: важный британский минималист Мартин Крид, краснодарцы Recycle с пластиковым посланием будущему, юбилей "митьков" и другие события конца осени

Мартин Крид в ММСИ

Чрезвычайно успешный британский художник (1968 года рождения), лауреат престижнейшей премии Тернера-2001, привез в Москву свою эталонную выставку «Числа» - скульптуры, инсталляции, видео, документация перформансов, светящиеся буквы, вразнобой тикающие метрономы и воздушные шары; каждая работа концептуально обозначена номером. У Крида все строится на простых, спекулятивных, успокоительных бинарностях: «искусство/реальность», «яркий/тусклый», «свет/тьма» (премию Тернера, собственно, он получил за «Работу № 160», заключавшуюся в том, что свет в галерее выключался и снова включался каждую секунду; в ММСИ это можно будет наблюдать). Искусство Грида эффектно, очаровательно, кому-то кажется ненатужно многозначительным, и – главное – оно безопасно, подобно его неоновой вывеске «Весь мир + работа = весь мир», красовавшейся на фасаде лондонской Tate («Работа № 232»). Вряд ли последнее качество может служить огромным комплиментом, но, по крайней мере, Крид, несмотря на всю свою иронию и видео с блюющими в музеях современного искусства людьми, способен претендовать на роль «наглядного примера» текущего галерейного лакшери-арта, и претендовать даже более «ярко», чем его соотечественник Херст, которого Криду в коммерческом смысле, конечно, пока не догнать.
4 ноября — 5 декабря 2010. Московский музей современного искусства, Петровка, 25.

«Митьки» в питерском «Манеже»

Большая юбилейная экспозиция: ровно 25 лет назад, на квартирной выставке, разогнанной ментами, и появилось слово «митьки» для обозначения разномастной группы художников, в числе которых были Д. Шагин, В.Шинкарев, Вик. Тихомиров, Н. Полисский, О. и А. Флоренские. Четверть-вековая ретроспектива, понятно, не столько про митьковские живопись, графику, объекты, песни, стихи и лубочные картинки, сколько про социальные воспоминания о душной и абсурдной позднесоветской эпохе, в которой наиболее человечными, смешными и по-русски правильными казались именно их образ жизни, сленг, пьяненькое стебалово и в целом вся сермяжная запоздалая версия светозарного хиппарства. Сегодня кто-то из митьков занят «православной живописью», а кто-то даже и любит Путина, но посмотреть, какими они были, всякому полезно.
5 – 14 ноября 2010. ЦВЗ «Манеж», Петербург, Исаакиевская пл., 1.

Recycle в галерее «Триумф»

Краснодарцы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов известны своим пристрастием к эко-арту, пародийным парафразам поп-культуры, остроумным формам довольно важных высказываний и к использованию в качестве материала для своего искусства всяческого промышленно-бытового мусора: резины, пластика, полиэтилена, алюминиевых банок, сломанных мобильных телефонов, и т.д. Recycle дважды номинировались на премию Кандинского, а также закономерно участвовали в нашумевшей гельмановской выставке «Русское бедное». «Дыхание» для галереи «Триумф» - это резиновые рельефы, медленно тающая ледяная глыба с изображениями покупателей с тележками, супермаркетных зомби, квази-религиозный витраж с «Симпсонами», универсальными героями современности. Описание «экологической» и вместе с тем несомненно философской, а также печально-саркастической идеи выставки у самих Recycle получилось лучше любых критиков: «На сегодняшний день человечество производит порядка ста миллиардов килограмм пластмассы ежегодно. Recycle полагает, что в будущем наше культурное наследие будет представлять собой неразлагающиеся следы нашего сегодняшнего потребления. Пластиковые стаканчики, неоновые трубочки для коктейлей, оберточная бумага, пенопласт — вот материальное достояние нашей цивилизации».
29 октября - 20 ноября 2010, галерея "Триумф-Метрополь", Москва, Театральный пр., 1/4.
Также в ноябре продолжатся выставки:

New Décor в "Гараже"

Фантастический и поучительный (в том числе и во вполне политическом смысле) дайджест работ более 30 художников из двух десятков стран: инсталляции и скульптуры, имитирующие (как правило, адским способом или же, наоборот, сверхгламурным) дизайнерскую мебель и прочий интерьерный дизайн. Взбесившиеся стулья, фальшивые двери, депрессивные кровати, галлюцинаторные люстры. Произведения Сары Лукас, Дианго Эрнандеза, Франца Веста, Розмари Трокель, Моны Хатум, Анны Желудь, Элмгрина & Драгсет и других.

По 6 февраля 2011. Центр современной культуры «Гараж», Москва, ул. Образцова, 19 А.

Московские концептуалисты в фонде «Екатерина»

Масштабная выставка, систематизирующая историю, структуру, методы и тематику, предтеч и последователей самого грандиозного и значительного явления в отечественном искусстве второй половины XX в. - московского концептуализма 70-х. Все канонические имена (Монастырский, Кабаков, Альберт, Лейдерман, Комар и Меламид, "Коллективные действия"), предшественники (художники-диссиденты 60-х Рабин, Вейсберг, Зверев), наследники ("новая волна" 80-х-начала 90-х, фигуры вроде Пепперштейна, Звездочетова, и др.), 7 разделов - по хронологии и внутреннему устройству московской концептуальной школы ("Пространство", "Знаки/Структуры", "Поверхности", "Мифологии"). Совершенно необходимое для посещения просветительское событие.

По 10 декабря 2010. Фонд "Екатерина", Москва, Кузнецкий мост, д.21/5.

Продолжат работу «Флюксус: поживём-увидим» в обновлённом МДФ, выставка фотографа агентства «Magnum» Гарри Груйера в московской галерее «Глаз», выставка художников-мультипликаторов студии «Пилот» в московской галерее на Солянке, «Двенадцать шедевров центра Жоржа Помпиду» в Государственном Эрмитаже (Петербург) и выставка дизайнера Инго Маурера в петербургской галерее bulthaup.

Комментарии

Читать на эту тему