"Норвежский лес" Мураками под музыку Beatles
  • 10.12.10
  • 1611

"Норвежский лес" Мураками под музыку Beatles

Романтические чувства молодых, согласно сегодняшнему мейнстриму, обязательно должно сопровождать психическое заболевание. Что ни влюбленность, то болезнь, депрессия, суицидальный синдром.

После самоубийства Кидзуки юный Ватанабэ отправляется в колледж Токио, а бывшая девушка Кидзуки, печальная Наоко,— в психиатрическую лечебницу, фоном которой служат леса невиданной красы.

Вскоре Наоко затеряется в лесах и лечебнице, но перед тем успеет многократно погулять с Ватанабэ по городу, отметить в слезах двадцатилетие, испытать первый и последний оргазм в своей жизни (это вовсе не является раскрытием главной тайны: связанные с сексом переживания приобретут самые неожиданные повороты).

Норвежский лес. Рецензия на фильм

Поклонникам творчества Мураками, знакомым с одноименным романом не понаслышке, поиски сходств и различий книги и экранизации наверняка покажутся увлекательным занятием. Для прочих смертных сюжетные коллизии, помноженные на невыносимую тоску бытия и озадачивающие монтажные склейки, могут стать серьезным ударом.

Совершенно здравые мысли вроде пожелания Наоко остановить мгновение пока тебе еще девятнадцать мгновенно рассеиваются под влиянием вопросов «как тебе моя стряпня?» или загадочных кадров вроде случайных мальчиков, рассуждающих о вкусных персиках (если бы фильм шел по Первому, логично было бы переключиться на рекламу). Впрочем, учитывая склонность Ан Чан Хунга к незаурядному кинематографу, удивляться не стоит. К фразе «жить своей жизнью» просится Годар, напряженное молчание в перерывах на ланч из лапши спишем на мотивы отчужденности у Антониони, порез на руке и думы о колючках определенно навеян эффектом Кулешова. Вопрос к чему все это отпадает сам собой, когда Наоко посвящает Ватанабэ, а заодно и нас с вами в подробности своей физиологии. Если узкая тропинка, ведущая к дому душевнобольных (когда напрасно кажется, что кто-то выпрыгнет с бензопилой из кустов) и капли дождя на стекле отвлекают зрителя первые шестьдесят минут просмотра, весь второй час понимаешь одно: у причины нет следствия.

Норвежский лес. Рецензия на фильм

На этом фоне дичайшие страдания героя у волн, бьющихся о берег, и грозных скал представляются непосвященным некой культурной традицией, тайным японским обрядом.

В том, что «Норвежский лес» развивает фантазию, сомневаться не приходится. Рассуждения, кого любит Ватанабэ, любит ли он кого-то вообще и что такое любовь мало что меняют. Зато варианты на тему, что было бы, окажись подругой Наоко не женщина-музработник, а брутальный медбрат, соблазнивший нерешительного героя в перерыве на сончас возможны самые разные.

Романтические чувства молодых, согласно сегодняшнему мейнстриму, обязательно должно сопровождать психическое заболевание или близкое к нему состояние. Что ни влюбленность, то болезнь, депрессия, суицидальный синдром.

Как часто повторяет один мой друг «Мы такими не были. «Мы выбираем, нас выбирают»... Да, это часто не совпадает. Что же теперь сразу вены резать?

Фильм: Норвежский лес
Режиссер: Ан Чан Хунг
В ролях: Ринко Кикути, Кеньити Мацуяма, Тецудзи Тамаяма, Кико Мидзухара, Кенго Кора, Рейка Кирисима
Япония, 2010, 133 мин.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама