Бинарный взгляд BE-IN на биеннале
  • 15.08.07
  • 339

Бинарный взгляд BE-IN на биеннале

Внутри Манежа установлена огромная теплица с именами более чем ста художников. Участники международной биеннале «Диалоги» «сеяли разумное, доброе, вечное» в Петербурге с 4 по 15 августа


Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале МанежПроекты Манежа никогда, мягко говоря, не отличались камерностью. Однако в этом году масштабы выставок особенно впечатляют – Центральному выставочному залу города исполняется 30 лет. На выставке представлены работы художников из 23 стран и, кроме того, 6 августа выставочный зал открыл свою новую площадку - «Малый Манеж» на канале Грибоедова, 103 .


«Диалоги» для Петербурга событие совершенно особое. Проходит биеннале раз в два года и представляет современное искусство без всяких ограничений. Живопись, видеоарт, инсталляция и фотография соседствуют друг с другом в весьма причудивых сочетаниях. Добавьте ко всему этому пестрому многообразию интерактивные перфомансы и фестиваль галерей, традиционно проходящий в рамках биеннале – и вы поймете, почему эта гремучая смесь носит название «Диалоги». Участникам, действительно, есть, что обсудить в своих взглядах на прекрасное.


У стенда, увешанного розочками с приколотыми к ним запискам, толпится значительная часть зрителей. Шотландские художницы Роксана Пермар и Сьюзан Тимникс предлагают посетителям написать записку том, как они стирают свои вещи. Наблюдаю, как дама в возрасте, видимо, со знанием дела, пишет: «Стирать надо руками, это укрепляет почки»… Все эти ценные советы и истории отправятся в Шотландию, откуда каждый автор записки к концу выставки получит ответный подарок. На деревьях-сушилках тем временем уже висят фотографии чьих-то постиранных носков и рубашек.


С полотен Дмитрия Алексеева смотрят замершие в позе лотоса алкоголики. Жутковатые образы недавнего прошлого, написанные с иронией и черным юмором. Коммунальный быт, переработанный в необычном стиле лубка и буддистского искусства соседствует с работами Александра Подобеда. Групповой портрет безликих белых воротничков изобличает уже современную нам действительность.


Небрежно скинутая пачка и пуанты, музыкальная шкатулка с повторяющимся мотивом из «Лебединого озера»… Инсталляция Владимира Третьякова «Балет» создает атмосферу иллюзорной детской мечты о сказочном принце и загадочной фее.


На втором этаже застыла в падении скульптура Дарьи Суровцевой. Металлическая конструкция поражает изысканной графичностью. Хрупкие кораллы свернулись клубочком внутри обтянутых металлическими нитями кубов. Хаотично рассыпаны упавшие ящики, опутанные стальной паутиной.


Еще один куб при ближайшем рассмотрении оказался проектом Ивана Плюща и Ильи Гапонова «Китай параллельный». Заглянув в ящик через специальное окошко, можно узнать будущее коммунистического Китая. Неутешительный итог экспансии - Исаакиевский собор увешан баннерами с иероглифами и статуями китайских богов. Китай, похоже, вдохновил не только этих художников. Неподалеку выставлен монументальный портрет вождя Мао, склеенный из обрывков цветного скотча.


Тут же поблизости припаркована инсталляция, представляющая скульптора Дмитрия Вердияну. Это – мастерская, располагающаяся прямо в автобусе, в который могут забраться все желающие.


На выставке можно и перекусить… Упакованные в пластиковые контейнеры и закрытые полиэтиленовой пленкой, банальные сюжеты готовы к употреблению. «Господа, кушать подано!» На картинках танцуют канкан три красотки в костюмах зайчиков, сражается с чудовищами самурай, прилетают инопланетяне… Проект Михаила Яровикова «Продукт консервированный» - тонкий намек на дурные вкусы общества потребления.


Алиса Кустикова
15.08.2007


Так уж сложилось, что словом «биеннале» стали в последнее время называть практически любую более или менее масштабную выставку. Но дело-то в том, что само это слово, как ни стремишься абстрагироваться от него, вызывает у зрителя ряд надежд и ожиданий относительно качества представленного материала.
Петербург, в принципе, смирился со статусом равно как культурной столицы, так и закоренелого неприятеля технических общемировых инноваций. Речь, конечно, идет о способах организации выставочного пространства и о том, как собственно идея преподносится.
Немного обидно, что, по сути, биеннале в Манеже презентует питерский культурный уровень. Посещая подобную выставку, начинаешь очень и очень сомневаться в целесообразности и вообще праве на жизнь современного искусства. Несколько достойных арт-объектов не способны изменить общее впечатление от происходящего. Что-то все же есть в словах скептиков, предлагающих ему, современному, самоуничтожиться, чтобы не портить смысл Искусства в целом.
Каждый, конечно, сделал свои выводы, но не случись Вам после этого побывать на Московской и, тем паче, Венецианской биеннале... Очень досадно станет за Петербург – это уж точно.


Инна Гордиян


Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж

Биеннале «Диалоги» в Центральном выставочном зале Манеж


Также читайте в журнале BE-IN:
«НАВИГАЦИЯ ТЕЛА» / «BODY NAVIGATION»
ФотоДепартамент: анонсы ближайших фотособытий в Санкт-Петербурге
Open Cinema 2007

Комментарии

Читать на эту тему