«Глянец» Андрея Кончаловского
  • 06.09.07
  • 532

«Глянец» Андрея Кончаловского

Большой в прошлом режиссёр Кончаловский высказался на «модную» тему по предельно скверному сценарию



«Глянец»
Россия, 2007
Режиссёр: Андрей Кончаловский
В ролях: Юлия Высоцкая, Ефим Шифрин, Алексей Серебряков, Ирина Розанова, Александр Домогаров
Жанр: трагикомедия
В кинотеатре Аврора - до 18 сентября



В Москве, продолжающей не верить слезам, свирепствует русский гламур. Пространство утопает в товарах сегмента «премиум», бездуховные девицы охотятся на нефтяников, дни и ночи напролёт осуществляются фотосессии, фэшн-показы и фуршеты, натуралы вынуждены косить под геев. В этот стразовый содом спешит ростовская казачка Галя (Высоцкая). У неё спившиеся родители, чудовищный мэйк-ап, хохляцкий акцент и бойфренд-бандит, словно прибывший на машине времени из 95-го – в общем, всё, что нужно для покорения столицы в дальней перспективе. Дальше – согласно святоотеческой традиции: унизительные удары судьбы, метание петель в мастерской взбалмошного модельера (Шифрин), утрата акцента и надежд на карьеру модели, ответственная работа «боди-хантера» в элитной эскорт-конторе, случайное попадание в объятия нигилистического олигарха (Домогаров), условный хэппи-энд, отравленный моральными терзаниями.



Высказывание Андрея Сергеевича Кончаловского на доставшую решительно всех тему «гламура», по-моему, невозможно как-то серьёзно критиковать или там сердиться по поводу этой вереницы китчевых, безосновательных кадров. Обилие в картине, обличающей рекламную чуму, лобового продакт-плейсмента вряд ли кого-то способно смутить – особенно в сравнении с почти слабоумным бесстыдством, характерным для рекламы товаров в большинстве русских фильмов. Проблема в другом: Кончаловский, проведший полжизни за границей, не совсем верно представляет себе московко-рублёвскую «дольче виту». Какие-то побочные продукты горения нефтегазового периферийного капитализма он, кажется, наделяет статусом универсальной нравственной проказы, всамделишного зла. Всё это, конечно, смешно. Отечественный горбатый «глянец», в лучших своих образцах копирующий манхэттенские расклады 20-летней давности – это не великосветские «ярмарки тщеславия», не голливудские страсти 50-х и не трагикомедия нью-йоркского поп-арта. Серьёзное и сердитое произведение, коим в паре моментов пытается притвориться «Глянец», тут просто не представить.



Думаю, совершенно неудивительно, что в негативных откликах на фильм Кончаловского достаётся почти исключительно сценаристке Дуне Смирновой – тем более её собственный опус «Связь» многие ещё не забыли. Действительно, есть что предъявить: сюжетные линии нелепо рвутся, герои произносят диалоги вроде: «В следующей коллекции будут нацболы и Че Гевара!» - «Ни х… подобного!» (лучше всего продаётся антибуржуазность – дико новая мысль, ничего не скажешь). Мат, из которого состоит треть реплик, звучит неловко, слишком уж бодро – так его произносит всякая очень воспитанная барышня богемно-номенклатурного московского круга. При этом, независимо от произносимых пошлостей и мнимостей, искреннюю симпатию вызывают отдельные артисты: потешный Шифрин в виде кутюрье, чересчур буквально загримированного под Лагерфельда, Розанова, хорошо изображающая некий чисто русский вариант Мерил Стрип из «Дьявол носит Prada».



Глянцевые наёмники в период промоушена фильма, не краснея, обещали пикантную смесь Феллини с Олтменом. Получилось, мне кажется, даже хуже фильмов «Попса» и «Ландыш серебристый» - в тех хотя бы наличествовал тошнотворный трэш-восторг. Думаю, дело здесь в абсолютной беспомощности нашей «либеральной интеллигенции» (не последний на свете режиссёр Андрей Кончаловский и бойкая на язык телеведущая Смирнова – краса и гордость данной категории граждан) в осмыслении чего угодно небесспорного: будь то гламурный фэйк, или реальные будни столичной буржуазии. «Глянец» - очередное прискорбное свидетельство того, что талант любого масштаба (снял же автор этого безобразия когда-то «Романс о влюблённых», «Историю Аси Клячиной…» и «Танго и Кэш») в нынешнем российском контексте способен рассыпаться просто в пыль.



6 сентября 2007


Артём Лангенбург

Читайте также в журнале BE-IN:
«Зодиак» Дэвида Финчера, рецензия на фильм
«Глюки» Уильяма Фридкина, рецензия на фильм
«Жизнь других» / «Das Leben der Anderen»




Комментарии

Читать на эту тему