«12» Никиты Михалкова
  • 28.09.07
  • 6273

«12» Никиты Михалкова

Официальный режиссёр земли русской снял фильм удивительных свойств


Фильм: 12 (Двенадцать)
Россия, 2007
Режиссёр: Никита Михалков
В ролях: Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Сергей Газаров, Виктор Вержбицкий и др.
Жанр: драма
В кинотеатре «Аврора» - с 24 сентября 2007

Фильм 12 (Двенадцать), режиссёр - Никита Михалков, рецензия на фильмВ пыльном спортзале обычной московской школы собирается коллегия присяжных, чтобы вынести вердикт по делу чеченского подростка. Тот, по версии обвинения, зарезал приёмного отца, офицера федеральных сил – ради 7000 рублей и, возможно, ещё и по причине необузданного чеченского нрава. Все улики против него, облечённые общественным долгом мужчины хотят как можно скорее разойтись по своим основным делам. Однако один из них (Маковецкий), сильно нервничая, предлагает не спешить и всё-таки дополнительно подумать. Дальше двенадцать присяжных будут раскрывать истинную подоплёку дела, поднимая попутно проклятые вопросы русской действительности.

12 (Двенадцать) Никиты Михалкова, рецензия на фильмДвенадцатый по счёту фильм Никиты Михалкова, снятый после девятилетнего перерыва, лишь формально можно считать ремейком «12-ти разгневанных мужчин» (1957) Сидни Люмета. Пишу это на всякий случай: всевозможные интервью самого Никиты Сергеевича на тему принципиальной разницы двух картин читали и видели, наверно, многие. У Михалкова каждый персонаж – это типическая, почти утрированная фигура, все вместе - репрезентативная выборка современной России: быдловатый таксист (Гармаш), архаический старый еврей (Гафт), добродушный, плохо соображающий метростроевец (Петренко), отвратительный правозащитник (Арцыбашев), крепкий директор кладбища (Горбунов), эстрадный юморист на грани нервного срыва (Ефремов), жалкий продюсер телеканала (Стоянов), молчаливый волевой пенсионер (Михалков) и другие.

12 (Двенадцать) Никиты Михалкова, рецензия на фильмПерсональные выходы каждого из двенадцати станут, конечно, использовать как пособия для студентов театральных институтов. В фильме «12», большая часть которого состоит из откровенных монологов и виртуозных перебранок, «актёрский» характер михалковского кинематографа ясен как никогда раньше. То, как Маковецкий рассказывает о своей прошлой жизни запойного алкаша, или Гафт – о немыслимой любви еврея и жены литовского эсэсовца, или Ефремов об отвратительной сегодняшней манере по любому поводу (и вообще без повода) хихикать – это, в общем и целом, выносите образа.

Спортзал периодически сменяется «чеченскими» сценами: грохочут взрывы, Грозный в руинах, на улицах трупы, боевики в зелёных беретах танцуют зикр, чёрный пёс бежит с пугающе неясным предметом в зубах (в последнем кадре станет ясно, что это – предчувствие не обманет). Оператор Опельянц в очередной раз сделал так, чтоб было красиво и как бы страшно. В Газете.ru договорились до того, что так чеченскую войну, наверное, снимал бы Тарковский. Как ни странно, в случае «12-ти» это вполне оправданная фантазия.

«12» - фильм о людях, выбирающих между законом и совестью – воплощение широко известных мыслей Михалкова, нечего и говорить. Совершенно понятно, что этот человек давно имеет возможность быть по ту сторону не только некой киномоды, но и вообще каких-то текущих интеллектуальных приличий. «12» сильно впечатляет, потому что это действительно мощное и двусмысленное кино. Несмотря на развёрнутый патриотический пафос, топорные аллегории и сказочно неправдоподобный финал. К тому же в этих диких монологах двенадцати немолодых мужиков – особая, именно что очень русская, правда – вполне в духе, прости господи, Достоевского. И если, например, режиссёра Балабанова какие-то интернет-весельчаки окрестили «Лени Рифеншталь путинского режима», то Никита Михалков – бессознательное «наше всё». Хорошо это или плохо – вопрос, наверно, уже не к нему.

Артём Лангенбург
28 сентября 2007

Читайте также в журнале BE-IN:
«Зодиак» Дэвида Финчера, рецензия на фильм
«Глюки» Уильяма Фридкина, рецензия на фильм
«Жизнь других»/«Das Leben der Anderen»
«Глянец» Андрея Кончаловского

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама