Санкт-Петербург. Главный штаб. Америка сегодня
  • 19.11.07
  • 479

Санкт-Петербург. Главный штаб. Америка сегодня

Выставка открывается – так сразу в лоб – картиной «Cold war», висящей прямо над лестницей. Черным фломастером на шестнадцати листах бумаги - контур США и, оформленные снежинками в стиле комиксов, два слова - «Cold War». До 13 января можно проверить свой внутренний арт-детектор на наличие латентной холодной войны и всякого рода предрассудков – ведь с Америкой нас всегда связывали противоречивые отношения. Экстремальное выражение идей, мегаломания, верный глаз коллекционера Чарльза Саатчи (The Saatchi Gallery) – развлечения всем посетителям выставки. Короче, «Cold War – Hot Stuff»


Выставка в Петербурге – усеченная версия Британской. Но даже и в таком виде панорама новейшего искусства США достаточно обширна: занимает два этажа в здании Главного штаба. Успешно эксплуатируя просторные светлые залы, коридоры и лестницы главного штаба, организаторы выставки, и в этом их большая заслуга, заставляют пространство работать исключительно в свою пользу. Проглоченный змеей куб расположился в узком коридоре, словно какая-то местная табуретка. Портрет рыжей поджигательницы-фаталистки занимает пустующий дверной проем. Неоновый белый петух, отсылающий к гей-клубу «Big White Cock», соседствует с черной люстрой, тень от которой, опять же, становится неотъемлемым элементом арт-объекта и его окружения.

Санкт-Петербург. Главный штаб. Америка сегодня. Саатчи в Эрмитаже

Текущая черная барабанная установка сползает по штабной лестнице так, будто автор заранее знал о существовании оной. Входишь из коридора в просторный зал – и на тебя изливается море крови. «Красное море» – огромное и живое буйство красного. Здесь же тряпичные коты-солдаты, кто подстрелен, кто корчится в рвотных муках, – вписанная в пространство зала инсталляция-панорама Джона Пилипчука, как часто бывает, натуралистична и гуманистична одновременно.

Американское искусство в нашем случае – чистая игра с сознанием зрителя, вовлекающая его в круг абсурда и парадокса. «Police Officer Giving Up», - гласит надпись на картине Мэтью Брэннона. Милая композиция из голубых и черных деталей, изображающая цветок в горшке, никакого тебе полис-офисера на картине нет. Своего рода офисный натюрморт, преображенный вопросом. Почему под изогнутым, но вполне благопристойным цветком написано «Sick Whore»? Узкий коридор с Мэтью Бренноном делят очаровательные коллажи, выполненные на страницах медицинского справочника: глаза и рты, наклеенные поверх натуралистичных изображений внутренних органов, легко превращают их в живые лица. Форменное издевательство на тему чувственности.

Несомненное украшение экспозиции – гигантское гиперреалистическое панно-фреска Адама Цвияновича «Поэма о любви (через десять минут после того, как закончилось земное притяжение)». Панно занимает отдельную комнату. Мы вдруг получаем возможность наблюдать поднявшиеся в воздух дома, лишившиеся пола, а вместе с тем и функциональности, ставшие вдруг ненужными предметы жизни и быта рядового американца, бессмысленно и нелепо парящие в воздухе, и ещё более прекрасные подробности визуального облика мира после утраты гравитации.

«Все эти десятилетия без сна». Барабанная установка, стекающая по лестнице, любопытна самим фактом своего присутствия в стенах Эрмитажа. «Эта штука стоит два с половиной миллиона фунтов», – сообщает с ехидной улыбкой смотритель, указывая на лестницу. Два с половиной миллиона фунтов за барабанную установку Теренса Коу со шлейфом из корабельных канатов, воска, растений, частично, из крови и других органических компонентов! Мыслимое ли дело? Чёрная люстра того же Коу и барабанная установка – одни из самых беспокойных гостей Главного Штаба, пожалуй. Так всегда бывает, когда личный комфорт обывателя оказывается нарушен: нестрашное вызывает страх, естественное – отвращение. Смысл же происходящего часто остаётся за пределами ощущений.

Представленное в Главном Штабе искусство США не столько многочисленно, сколько многолико и, вопреки ожиданиям, вовсе не сводится к золотой тройке американских тем Буш-Насилие-Апокалипсис. Всё это очень привлекательно тем, что каждую работу можно разгадывать, как головоломку – по частям и целиком. Искать мысль автора, но, будьте осторожны, её может и не оказаться. Так или иначе, посмотреть стоит, обнаружить что-то новое в себе, удивиться, разочароваться, посмеяться, разозлиться, задуматься – гамма последующих действий и чувств разнообразна. Чувствуйте и действуйте, дорогие читатели.

Выставка открыта до 13 января 2008 года
Санкт-Петербург,
Дворцовая площадь,
Эрмитаж, Главный штаб

Ноябрь 2007
Анастасия Фёдорова

Комментарии

Читать на эту тему