Искусство апреля
  • 731

Искусство апреля

Новейшие испанцы, смотр скандальной русской премии, Алимпиев в "Риджине", советские фотографы тоталитарного периода

Номинанты "Инновации-2010"

В ГЦСИ, накануне и после предстоящего вручения государственной премии за современное искусство - неизбежно хаотическая выставка выдвинутых на пять ее номинаций (если не считать почетной "за вклад", в которой уже отмечены Илья и Эмилия Кабаковы): на сотне квадратных метров две дюжины художников, арт-групп, кураторов и искусствоведов. Главная интрига, конечно, вокруг главной номинации "Произведение визуального искусства": в ней несколько парадоксальным образом соперничают, например, маститый концептуалист Андрей Монастырский с инсталляцией "Коридор КД", которая архивирует и разлагает на составляющие акции "Коллективных действий" (на выставке в ГЦСИ будет видео с фрагментами и пояснениями Монастырского); предельно абстрактное 3D-видео "Синего супа"; работа Ирины Кориной в виде сетчато-деревянной клетки с лезущим из нее разнцветным пластилином; и, наконец, источник довольно утомительных скандалов-выдвижений-задвижений - уже ставшая легендой акция "Войны" "Х...й в плену у ФСБ!". Благодаря "Войне" ситуация с премией интересует не только так или иначе вовлеченную публику.

                  Андрей Монастырский, "Коридор КД"

 

29 марта - 8 мая 2011, ГЦСИ, малый зал

 

Новейшие испанские художники в ММСИ

В продолжение мероприятий года Испании в России (в Эрмитаже показывают шедевры Прадо, в середине месяца будет ретроспектива молодого испанского кино) в Московский музей современного искусства привезут актуальных художников оттуда. а точнее - из коллекции музея Патио Эррериано (г. Вальядолид): полтора десятка имен под дипломатичным общим заглавием "Вымысел и реальность". Все возможные медиа и стратегии: абстрактная живопись, поп-артовская живопись, наследующие различным школам фотоработы, видео, скульптура, многозначительные или политически едкие инсталляции.
Вряд ли, конечно, это "объективная" картина текущей художественной ситуации в Испании, скорее "дайджест достижений из всего понемногу". Но какое-то представление о тамошнем контексте - мало отличающемся, надо полагать, от глобального - наверняка дадут и сделанная с "холодной головой" китчево сюрреалистическая живопись Хорхе Галиндо, и кинематографически страстные фото Чомина Бадиолы, и прямолинейная инсталляция из деревянных и стальных брусков, лампы и  пыли от Жорди Коломера и другие работы.

                                     Жорди Коломер, "Новый порядок"

31 марта - 9 мая 2011, ММСИ

 

Виктор Алимпиев в "Риджине"

На момент написания этой заметки нет подробных сведений, что и как именно будет на очередной персональной выставке с названием "Несколько". Понятно только, что будет немного живописи в связке с видеоработами, которыми и замечателен этот московский художник,  все еще числящийся в "молодых", хотя ему уже далеко за 30. Алимпиевское видео "Слабый Рот Фронт" - завораживающим пунктиром которого явился беспомощный жест сжатия пальцев в кулак, "появление загибания пальцев, незавершенного, слабого кулака" - в сентябре прошлого года показывали в авангардной программе "Горизонты" Венецианского кинофестиваля. Алимпиев удивительно романтичен, и вместе с тем по-нездешнему серьезен (без пафоса) в своих фильмах - "незавершенных", крайне подходящих в качестве метафоры нынешнего "стремного времени", навеянных в том числе и радикальным театром XX века.

1 апреля - 21 мая, галерея "Риджина"

 

Александр Тихомиров в Русском Музее

Ретроспектива приурочена к юбилею (Тихомирову исполнилось бы 95) уникального советского художника, фактически всю жизнь существовавшего словно с раздвоением личности: одна из них штамповала монументальные портреты Ленина и прочий официоз, руке другой принадлежат трогательные, театральные картины с шутами, лицедеями, акробатами и юродивыми. На выставке в Мраморном, понятно, можно посмотреть на вторую - наверное,основную - тихомировскую личность.

до 16 мая, Мраморный дворец (филиал Русского музея)

 

Советская фотография 1920-1940-х

Большая выставка советских фотографов, в диапазоне от "левых" конструктивистов Родченко и Игнатовича до "покладистых" репортажников Шайхета и Халдея, лишний повод еще раз увидеть и осмыслить впечатляющую художественную эволюцию молодой страны - от безудержной одержимости бешеной свободой, экстаза все новых и новых горизонтов, до мертвого в своем великолепии тоталитарного здания "зрелого" сталинского искусства.

                                      Борис Игнатович, "Душ"


7 апреля - 31 мая, Государственный центр фотографии

Комментарии

Читать на эту тему