Сочувствие госпоже Безумие (Я - киборг, но это нормально!)
  • 14.02.08
  • 344

Сочувствие госпоже Безумие (Я - киборг, но это нормально!)

Фильм «Я - киборг, но это нормально!»
Жанр: драма, комедия, мелодрама
Производство: Южная Корея, 2006 год
Продолжительность: 1 час 45 минут
Режиссер: Пак Чан Вук
В ролях: Лим Су-ён, Rain, Ким Бйон-ок, О Даль-су, Чой Хи-чин, Ли Йон-нё, Ю Хо-чон


Я - киборг, но это нормально! Режиссёр - Пак Чан Вук. Рецензия на фильмВ деле изучения взаимопроникновения технологического и человеческого азиатское кино давно вышло вперед остальной планеты. Тем не менее, несмотря на слово «киборг» в названии, новый фильм Пак Чан Вука, автора знаменитой «трилогии мести», включавшей в себя получившего каннский гран-при «Олдбоя», никаких идейных откровений по этой части не содержит. Тема киборга – всего лишь повод рассказать веселую историю про веселый дом (т.е. психушку). Получив по радио инструкции о том, как следует подключить себя к электрической сети, и выполнив их, девица Юн Гун с унылого производства попадает в волшебный и прекрасный мир сумасшедших. Осознав себя киборгом, она поначалу разговаривает исключительно с флуоресцентными лампами и торговыми автоматами, но постепенно находит подобие общего языка с остальными жителями чудесной страны.

Перед тем, как Юн Гун попала в дурдом, ее бабушку забрали в дом престарелых, но вставные челюсти, которыми та пережевывала редьку, остались дома. Чтобы спасти бабушку, Юн Гун нужно научиться следовать семи правилами киборгов: киборги не знают сочувствия, благодарности и пр. Не избавившись от сочувствия, не перестреляешь людей в белых халатах, не перестреляв людей в белых халатах, не накормишь бабушку редькой, а без редьки бабушке никуда. От сочувствия может избавить суперклептоман-электрик, который уже успел украсть у других пациентов четверг, память, технику игры в пинг-понг и прочие абстракции. Тут фильм обретает черты романтической комедии; клептомана играет мегазведный певец Рейн, в 2006-ом году вошедший в список ста самых влиятельных персонажей мира журнала «Time». Общая тема фильма – кормление. Первую его половину героиня думает, как доставить бабушке редьку, вторую - герой гадает, что сделать, чтобы «доктор Хайдер снова начал есть»: будучи киборгом, Юн Гун подзаряжается от батареек, а обычную пищу не приемлет.

Фильм Пак Чан Вука некоторые называют «Амели в психушке»: взяв похожий тип, режиссер поместил его туда, где ему и в самом деле место. Но этим стремление довести вещи до абсурда дело не ограничивается: если в «Амели» чудачества героев показывались снаружи, то тут мы видим мир глазами одного сумасшедшего за другим. Имея дело с режиссером, посвятившим одной теме целую трилогию, естественно желание найти в последнем фильме идейную связь с предыдущими. Жесткость и жестокость в качестве связующего звена здесь явно не подходят. После сцены «Сочувствия господину Месть», в которой героиня корчится на полу от почечных болей, а за стеной мастурбируют соседи, слышащие в ее стонах любовное удовольствие, или того, что делал «Олдбой» с осьминогом и молотком, воображаемые массовые убийства «Киборга» выглядят совершенно безобидно.

На первый взгляд кажется, что кроме интереса к закрытым пространствам и коллективам, новый фильм Пак Чан Вука объединяет со старыми только редкая визуальная изобретательность. Однако, если вглядеться, то повторяющаяся тема режиссера – человеческая пустота. «Сочувствие господину Месть» рассказывало страшную историю про человеков – мясных машин, последние два фильма трилогии – про не имеющих собственной личности людей, переставляемых по шахматной доске судьбы. «Я – киборг, но это нормально» – любовная история о людях, у которых отсутствуют души. Глянцевая красота самого ухоженного на свете психиатрического заведения и дизайнерская изобретательность сонных фантазий только подчеркивают, что это история про кукольный домик. В бесчеловечности и нарочитой красивости фильма можно увидеть слабость, а можно последовательную творческую позицию. При этом какую бы собственную оценку фильму вы ни поставили, многие из его образов будет сложно выкинуть из памяти даже при самом большом желании.

Санкт-Петербург
Дом Кино >>>
с 14 февраля

14 февраля 2008
Николай Никифоров

Читайте также в журнале BE-IN:
«Русалка» Анны Меликян, рецензия на фильм
Нефть/There Will Be Blood Пола Томаса Андерсона, рецензия на фильм
London Fashion Week 2008, репортажи и фотографии

Комментарии

Читать на эту тему