Нефть / There Will Be Blood
  • 08.03.08
  • 1253

Нефть / There Will Be Blood

Фильм Нефть / There Will Be Blood, режиссер: Пол Томас Андерсон, рецензия на фильмФильм: Нефть / There Will Be Blood
Жанр: драма
Режиссер: Пол Томас Андерсон
Scott Rudin Productions / Ghoulardi Film Company / Paramount Vantage / Miramax Films, США, 2007
В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Пол Дэйно, Кевин Дж. О Коннор, Сайэрэн Хайндз, Расселл Харвард, Мэри Элизабет Барретт, Кевин Брезнахан, Коллин Фой, Ханс Хауз, Джон Керри, Коко Ли, Джим Мескимен, Хоуп Элизабет Ривз, Эрика Салливан

Фильм идёт в кинотеатре Аврора

Есть фильмы-нововведения и фильмы-повторения, фильмы-открытия и фильмы-попытки. Фильмы, отражающие дух времени и фильмы, выразившие что-то в этом духе. «Нефть» Пола Томаса Андерсона как раз из последних.

Обласканная кинокритиками, снискавшая две премии Оскар (за лучшую мужскую роль и операторскую работу), а также множество других премий, эта картина вряд ли получит второе дыхание через пару лет. «Нефть» не принадлежит к числу тех фильмов, которые хочется пересматривать, более того – уже после первого просмотра задаешься вполне определенным: «А был ли шедевр?»

Перед нами история становления нефтепромышленника Пленвью, последовательная цепочка событий протяженностью в половину его жизни. Вот ему противостоит пастор Церкви Третьего Откровения, раздражающе-жалкий, путающий голос Бога и Дьявола и впадающий в комический экстаз во время проповедей Илай Сандей. Так кровь Христа (оригинальное название картины, кстати, «И будет Кровь») вступает в схватку с Нефтью. А вот приемный сын Дэниэла, сначала маленький, готовый простить предательство, затем возмужавший и не побоявшийся пойти против воли отца. Вот названный брат главного героя, этакий символ связи с Прошлым.

Фильм Нефть / There Will Be Blood, режиссер: Пол Томас Андерсон, рецензия на фильм



Все вроде бы ровно и гладко, повествование линейно, но, возможно, как раз поэтому картина и лишена некой загадки, непредсказуемости, радикально-шокового эффекта. «Суть кино в том, что настоящего времени в нем не бывает никогда – разве что в плохих фильмах», - говорил Годар, заставлявший героев буквально врезаться во время, трансформировать его движением по иным законам. Увы, совсем не так обстоит дело у Тома Андерсона. Его настоящее буквально соответствует тому, что показано на экране. Выбирая внешне легкий путь, режиссер попадает впросак. Созданные образы лишены аффектов, и даже великолепная игра актеров совсем не спасает ситуацию.

Многие невольно вспоминают «Гражданина Кейна», жестокую притчу о хрупкости незыблемых истин, страшную сказку о том, что богатство и слава не приносят счастья. Но Полу Томасу Андерсону далеко до глубины кадра Орсона Уэллса, его динамики. А главное, чего недостает фильму «Нефть», - это тот самый мистический Rosebud, единый образ, удерживающий целое. Мораль фильма кажется смазанной, а финал вызывает недоумение, которое даже не раздражает, а просто вызывает желание махнуть рукой и спокойно пойти по своим делам.

Нина Асташкина
1 марта 2008


Читайте также в журнале BE-IN:
Груз 200, рецензия на фильм
Сочувствие госпоже Безумие (Я - киборг, но это нормально!), рецензия на фильм
Ретроспективная выставка фотографий Антона Корбайна

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама