Контроль
  • 24.04.08
  • 1225

Контроль

Контроль. Режиссёр Антон Корбайн. Рецензия на фильмФильм: Контроль
Режиссёр: Антон Корбайн
В ролях: Сэм Райли, Саманта Мортон, Александра Мария Лара, Джеймс Энтони Пирсон, Джо Андерсон, Харри Тредауэй, Крейг Паркинсон, Тоуби Кеббел
В прокат вышел весной 2007 года


Голландец Антон Корбайн, фотограф, по собственному признанию, взявший в руки фотоаппарат только потому, что слишком сильно любит музыку, по этой же причине снял полнометражный художественный фильм. Когда-то он заявил, что если и снимет кино, то только не о музыке и не про музыкантов – мол, и так на всю жизнь приклеилось клеймо «рок-фотограф». И, тем не менее, от кармы не убежишь: Корбайн снял кино о культовой пост-панк группе Joy Division (ныне New Order). А точнее, о солисте группы Йене Кертисе, 23-летнем парне из Манчестера, покончившего с собой в 1980 году. Сценарий основан на биографическом романе вдовы вокалиста Деборы Кертис. Название фильма отсылает к песне Joy Division «She's Lost Control»: считается, что она наиболее полно отражает трагическое мировосприятие страдавшего эпилепсией музыканта.

У фильма Контроль есть предыстория. В 24 года Корбайн переехал из Голландии в Лондон. Он хотел увидеть и услышать вживую своего ровесника Йена Кертиса. Это было в 1979 году. За несколько месяцев до трагического конца лидера группы начинающий фотограф успел сделать снимки участников Joy Division, спускающихся по эскалатору подземки. Кертис повесился на кухне в доме жены. Корбайн остался в Лондоне навсегда. Снимки стали легендарными.

Реальные события разворачивались в рабочих кварталах Манчестера, однако снимать пришлось в другом месте: город слишком изменился за последние годы. Снимали в Ноттингеме, больше соответствующем эстетике Манчестера 1970-х. Там нашли мрачные индустриальные пейзажи, подчеркивающие депрессивный настрой главного героя.

Контроль. Режиссёр Антон Корбайн. Рецензия на фильм


Сам Корбайн постоянно подчёркивает, что фильм не о музыке, а о душевных метаниях парня, не сумевшего разобраться в себе. Внутренний мир героя нарисован в весьма сентиментальных тонах. Ленту смело можно назвать бытовой драмой: на первом плане – взаимоотношения юного Кертиса с супругой Дебби, омрачающиеся рождением ребенка и появлением молодой бельгийской журналистки. Как истинный поэт, герой Корбайна ищет правды, внутреннего смысла и мучается от того, что не может их ухватить. Бредя по пустынным улицам в расстегнутом пальто и с вещмешком, поэт-Кертис вспоминает «Полых людей» Томаса Элиота. И лицо поэта всю дорогу такое, будто у него дико болит зуб.

Контроль. Режиссёр Антон Корбайн. Рецензия на фильм


Вообще говоря, все моменты, рассчитанные на то, чтобы ударить по чувствам готовых расчувствоваться, довольно предсказуемы. И вовсе комичным выглядит тот факт, что после съемок Райли и Александра Мария Лара, игравшая Анник, словно бы по закону жанра, стали встречаться в реальной жизни. Возможно, причина такой предсказуемости в том, что зритель приблизительно знает биографию героя, ждет очередного приступа эпилепсии. Но даже тогда всё излишне кинематографично - за приступом следует не временная потеря памяти, как это случается с большинством больных, а, напротив, чуть ли не просветление: предельная острота чувств, ясность взгляда, отчетливое видение тупика.

Контроль. Режиссёр Антон Корбайн. Рецензия на фильм


Наверное, так нужно, но жаль, что Корбайн сконцентрировался только на главном герое, практически забыв об остальных участниках группы – Бернарде Самнере, Питере Хуке и Стивене Моррисе; их роли – схематичные наброски. Объем проступает лишь в образе Деборы, и то, по всей видимости, за счет собственных незаурядных способностей актрисы, что подчеркнул в интервью и сам режиссёр. Саманта Мортон блестяще играет старомодную домохозяйку, до безобразия слабую и довольно посредственную, доводя свой образ почти до карикатуры.

Главное же и неоспоримое достоинство фильма заключено в построении черно-белых кадров. Необычайно красивые крупные передние и текучие, размытые задние планы создают изображения, каждое из которых тянет на самодостаточную фотоработу. Делать красивые и содержательные картинки фотограф Корбайн умеет. Фильм снят на крупнозернистой пленке в монохромной гамме, что вкупе с индустриальными городскими пейзажами Ноттингема помогает выстроить глубокий кадр и создать аутентичную атмосферу конца 70-х. Иллюзию реальности усиливает и то, что актеры играют и поют по-настоящему. Сэм Райли – рок-музыкант (к моменту заключения контракта он был вокалистом рок-группы «10 000 Things») – лучше всего смотрится на сцене, где он экспрессивно вскидывает брови, играет потными желваками, «вгрызается» в микрофон и лихо изображает танцевальные движения Кертиса - механические и немного зловещие.

Контроль. Режиссёр Антон Корбайн. Рецензия на фильм


апрель 2008
Юлия Виноградова


Читайте также в журнале BE-IN:
Ретроспективная выставка фотографий Антона Корбайна в Манеже
Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит. Рецензия на фильм
Нефть/There Will Be Blood

Комментарии

Читать на эту тему