Режиссёр: Антон Корбайн
В ролях: Сэм Райли, Саманта Мортон, Александра Мария Лара, Джеймс Энтони Пирсон, Джо Андерсон, Харри Тредауэй, Крейг Паркинсон, Тоуби Кеббел
В прокат вышел весной 2007 года
Голландец Антон Корбайн, фотограф, по собственному признанию, взявший в руки фотоаппарат только потому, что слишком сильно любит музыку, по этой же причине снял полнометражный художественный фильм. Когда-то он заявил, что если и снимет кино, то только не о музыке и не про музыкантов – мол, и так на всю жизнь приклеилось клеймо «рок-фотограф». И, тем не менее, от кармы не убежишь: Корбайн снял кино о культовой пост-панк группе Joy Division (ныне New Order). А точнее, о солисте группы Йене Кертисе, 23-летнем парне из Манчестера, покончившего с собой в 1980 году. Сценарий основан на биографическом романе вдовы вокалиста Деборы Кертис. Название фильма отсылает к песне Joy Division «She's Lost Control»: считается, что она наиболее полно отражает трагическое мировосприятие страдавшего эпилепсией музыканта.
У фильма Контроль есть предыстория. В 24 года Корбайн переехал из Голландии в Лондон. Он хотел увидеть и услышать вживую своего ровесника Йена Кертиса. Это было в 1979 году. За несколько месяцев до трагического конца лидера группы начинающий фотограф успел сделать снимки участников Joy Division, спускающихся по эскалатору подземки. Кертис повесился на кухне в доме жены. Корбайн остался в Лондоне навсегда. Снимки стали легендарными.
Реальные события разворачивались в рабочих кварталах Манчестера, однако снимать пришлось в другом месте: город слишком изменился за последние годы. Снимали в Ноттингеме, больше соответствующем эстетике Манчестера 1970-х. Там нашли мрачные индустриальные пейзажи, подчеркивающие депрессивный настрой главного героя.
Сам Корбайн постоянно подчёркивает, что фильм не о музыке, а о душевных метаниях парня, не сумевшего разобраться в себе. Внутренний мир героя нарисован в весьма сентиментальных тонах. Ленту смело можно назвать бытовой драмой: на первом плане – взаимоотношения юного Кертиса с супругой Дебби, омрачающиеся рождением ребенка и появлением молодой бельгийской журналистки. Как истинный поэт, герой Корбайна ищет правды, внутреннего смысла и мучается от того, что не может их ухватить. Бредя по пустынным улицам в расстегнутом пальто и с вещмешком, поэт-Кертис вспоминает «Полых людей» Томаса Элиота. И лицо поэта всю дорогу такое, будто у него дико болит зуб.
Вообще говоря, все моменты, рассчитанные на то, чтобы ударить по чувствам готовых расчувствоваться, довольно предсказуемы. И вовсе комичным выглядит тот факт, что после съемок Райли и Александра Мария Лара, игравшая Анник, словно бы по закону жанра, стали встречаться в реальной жизни. Возможно, причина такой предсказуемости в том, что зритель приблизительно знает биографию героя, ждет очередного приступа эпилепсии. Но даже тогда всё излишне кинематографично - за приступом следует не временная потеря памяти, как это случается с большинством больных, а, напротив, чуть ли не просветление: предельная острота чувств, ясность взгляда, отчетливое видение тупика.
Наверное, так нужно, но жаль, что Корбайн сконцентрировался только на главном герое, практически забыв об остальных участниках группы – Бернарде Самнере, Питере Хуке и Стивене Моррисе; их роли – схематичные наброски. Объем проступает лишь в образе Деборы, и то, по всей видимости, за счет собственных незаурядных способностей актрисы, что подчеркнул в интервью и сам режиссёр. Саманта Мортон блестяще играет старомодную домохозяйку, до безобразия слабую и довольно посредственную, доводя свой образ почти до карикатуры.
Главное же и неоспоримое достоинство фильма заключено в построении черно-белых кадров. Необычайно красивые крупные передние и текучие, размытые задние планы создают изображения, каждое из которых тянет на самодостаточную фотоработу. Делать красивые и содержательные картинки фотограф Корбайн умеет. Фильм снят на крупнозернистой пленке в монохромной гамме, что вкупе с индустриальными городскими пейзажами Ноттингема помогает выстроить глубокий кадр и создать аутентичную атмосферу конца 70-х. Иллюзию реальности усиливает и то, что актеры играют и поют по-настоящему. Сэм Райли – рок-музыкант (к моменту заключения контракта он был вокалистом рок-группы «10 000 Things») – лучше всего смотрится на сцене, где он экспрессивно вскидывает брови, играет потными желваками, «вгрызается» в микрофон и лихо изображает танцевальные движения Кертиса - механические и немного зловещие.
апрель 2008
Юлия Виноградова
Читайте также в журнале BE-IN:
Ретроспективная выставка фотографий Антона Корбайна в Манеже
Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит. Рецензия на фильм
Нефть/There Will Be Blood
Комментарии