Кино недели: "Не сдавайся" Гаса Ван Сэнта
  • 15.10.11
  • 1441

Кино недели: "Не сдавайся" Гаса Ван Сэнта

Издевательски красивый фильм великого американского режиссера про юность и смерть и ещё три фильма об ожидании смерти

Юноша-сирота с библейским именем Енох (Генри Хоппер) не ходит в школу, живет с пожертвовавшей личной жизнью ради племянника теткой, играет в морской бой с призраком японского летчика-камикадзе, а также ходит на похороны незнакомых людей, облачившись в элегантный ретро-траур. На очередных поминках он знакомится с чудесной девушкой Аннабель (Миа Васиковска), которая тоже нарядно одевается, почитает Дарвина и теорию эволюции и вообще не по возрасту мудра – во многом потому, что примерно через три месяца опухоль в мозге ее убьет.

Гас Ван Сэнт, окончательно все-таки утвердившийся на голливудском олимпе после предыдущей картины – пресного добродетельного гей-жития Харви Милка – снова сделал  зигзаг и снял странное кино, оставляющее сложное впечатление, в котором удовольствие от встречи с безошибочно узнаваемым ван-сэнтовским кинематографом (неторопливая камера, солнечные блики, портлендские пустыри, тинейджерские затылки, меланхолическая чувственность) сперва мешается с недоумением: он что, издевается?

Сталкивавший трепетную юность со смертью во многих своих фильмах режиссер на этот раз выбрал как будто непозволительно сентиментальный сюжет, снабженный набором соответствующих визуальных штампов и подчеркнутый чуть более чем безупречным кастингом: Миа, которая сейчас снимается в полудюжине важных лент в год, изображает кристальное, чистейшее совершенство, которому не подобает, правда, появляться в каждом новом кадре в прежней одежде; дебютант Генри Хоппер, чью поразительную внешнюю схожесть с великим отцом (умершим в июле прошлого года актером, режиссером и художником Деннисом Хоппером) отмечу вслед за тысячами прочих рецензентов, – заторможенно прекрасный.

Но он, похоже, не издевается, а также штука в том, что при всех данных у Ван Сэнта вышла чуть ли не самая светлая и легкая картина в его фильмографии – если сравнивать не только со "зрелыми" сильнодействующими шедеврами, "Слоном" и "Последними днями", но и с популистской связкой "Умница Уилл Хантинг" – "Найти Форрестера". Здесь на самом деле не пытаются растрогать больше санитарной нормы, противопоставление себялюбивого эмо-позерства стойкой обреченности дано без повышенного тона и нравоучений. "Люби перед лицом близкой смерти" – что может быть более банальным и вместе с тем, скорее всего, верным? Если есть в новом фильме Гаса Ван Сэнта, помимо красот и мастерского владения профессией, требующая оглашения мысль, то, вероятно, вот эта. С ней как-то не хочется спорить.

Фильм "Не сдавайся" в кинотеатрах  Москвы и Петербурга - с 13 октября 2011 года.

 

Ещё три фильма об ожидании смерти:

Время прощания, реж. Франсуа Озон, Франция, 2005

Глянцевый 31-летний фотограф (Мелвиль Пупо) узнает, что у него рак печени, и отказывается от борьбы за лишние пару лет, вместо этого безжалостно и методично отсекая свои связи с работой, родителями, бойфрендом, социальным кругом, человеческими условностями. Самый серьезный и нешаблонный фильм равнодушного вечного талантливого вундеркинда Озона.


 

Мне не больно, реж. Алексей Балабанов, Россия, 2006

Посреди бесноватых 90-х трое нищих друзей-архитекторов (Александр Яценко, Дмитрий Дюжев, Инга Стрелкова-Оболдина) получают выгодный, как им кажется, заказ на ремонт квартиры богатой манерной барышни (Рената Литвинова), которая оказывается небогатой и вообще во всех смыслах обреченной. Чрезвычайно странная строчка в фильмографии главного русского патологоанатома Балабанова, мертвенная и вместе с тем трогательная мелодрама с диким историческим интерьером.


 

Не отпускай меня, реж. Марк Романек, Великобритания-США, 2010

Экранизация популярной антиутопии британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро об альтернативной Англии конца прошлого века, где детей-клонов растят для последующей трансплантации органов больным "настоящим людям", и о возникающем в таком мрачном контексте любовном треугольнике. В главных ролях три главные британские звезды поколения 25-летних: Кира Найтли, Кэри Маллиган и Эндрю Гарфилд, отдельный повод смотреть этот спорный фильм - короткий монолог играющей директрису интерната для клонов Шарлотты Рэмплинг.

Комментарии

Читать на эту тему