"2morrow/Завтра": что смотреть
  • 20.10.11
  • 1011

"2morrow/Завтра": что смотреть

Десять фильмов московского кинофестиваля независимого кино, которые стоит увидеть

На текущей неделе в Москве почти одновременно пройдут сразу два главных здесь ежегодных кинофестиваля - "2morrow/Завтра", возглавляемый  программным директором Антоном Мазуровым, и "2-in-1", который был создан год назад первоначальной командой нынешнего конкурента (продюсером Ренатом Давлетьяровым и главным отборщиком Алексеем Медведевым). Соперничество двух фестивалей, ориентированных на международное актуальное арт-кино, создает, конечно, непростую ситуацию для зрителей, придется порой выбирать из равно интересных картин. Короткий гид по самому заметному в программе "2-in-1" будет чуть позже (фестиваль начинается 21 октября). У фестиваля "2morrow/Завтра", открытие которого состоялось позавчера показом жесткой инди-драмы Линн Рамсей "Что-то не так с Кевином" с Тильдой Суинтон и Джоном Си Райли в главных ролях, довольно насыщенное расписание  по 23 октября включительно.

"Что-то не так с Кевином", реж. Линн Рамсей

Помимо конкурса и параллельных подборок, о которых ниже, на фестивале будет несколько крайне любопытных "пограничных" программ: "Фасцинация: звук", посвященная звуку как политическому феномену, главным образом в соотношении "тоталитарного" студийного и "революционного" синхронного способов звукозаписи, на примере раннего звукового кино ("Симфония Донбасса" Дзиги Вертова, «Куле Вампе» Златана Дудова по сценарию Брехта), нескольких фильмов "киномарксистов" Жана-Мари Штрауба и Даниэль Юйе; курируемая музкритиком Кириллом Сорокиным Beat Film Festival - документальное кино о современной музыке (в числе прочих - фильмы о Курте Кобейне, тоже гранж-иконах Pearl Jam, шведском неофолкере Хосе Гонсалесе); цифровые видеоработы арт-дизайнерского коллектива onedotzero.

Также пройдет ретроспектива редко снимающего, но авторитетного в среде либеральной интеллигенции советского/русского кинорежиссера Андрея Смирнова ("Белорусский вокзал", "Осень"), в рамках которой, за неделю до начала широкого проката, состоится премьера наконец снятого после тридцателетнего перерыва фильма, эпической драмы о судьбе русской кретьянки на фоне известных исторических событий "Жила-была одна баба".

Мини-программа "Омаж Элии Казану" посвящена великому американскому неореалисту с неоднозначной репутацией (многие до конца жизни не могли простить ему сотрудничества с маккартистами в период "охоты на ведьм") и представлена двумя лентами: "Америка, Америка" (1963) самого режиссера, о греках-иммигрантах, и документальном посвящении Мартина Скорсезе кумиру "Письмо Элии".

Конкурс

В этом году условная тема, объединяющая десять лент конкурсного раздела, - "Исповедь. Свидетельства. Дневники", подчеркивающая фокус на авторе/герое, а также условность грани между игровым и неигровым кино. 

Ариран, реж. Ким Ки Дук, Южная Корея

Дикое, художественно рискованное и впечатляющее свидетельство того, как главный экспортный корейский автор наедине с камерой переживает творческий, личный, коммуникативный и всякий прочий кризис. Ким, сломленный гибелью актрисы на съемках предыдущего фильма ("Мечта") и общими неурядицами, уединяется в глуши, где сильно пьет, мастерит какие-то приспособления, рыдает, поет вынесенную в название песню, ругает прокатчиков и продюсеров, вспоминает былое и спорит с собственной тенью. Для глянцево-фестивального, в сущности, режиссера этот самобичующий фильм, получивший главный приз каннской программы "Особый взгляд", - радикальнейшее произведение.

Тяга. Режиссер Иван Черняев. Россия

Собранные в аскетичный дебют три новеллы о типичном дне жизни каждого из героев - 30-летних мужчин, так или иначе имеющих отношение к боксу и употреблению героина (отсюда название, из сленга опиатных торчков). Помимо прочего, очередной безрадостный, но точный взгляд на Россию, эпоху и поколение.

Охотники на троллей. Режиссер Андре Овредал. Норвегия

Изобретательный и смешной мокьюментари, сделанный по лекалам жанрообразующей "Ведьмы из Блэр" (ну или кому-то напомнит "Монстро"): авторы фильма заявляют, что им подбросили анонимную пленку, на которой группа атеистически настроенных студентов, желая снять фильм о браконьерах, обнаруживает, что в норвежской глуши проживают свирепые тролли, с которыми воюет целая секретная госслужба.

Это не фильм. Режиссер Джафар Панахи. Иран

Один день в доме знаменитого иранского режиссера, приговоренного тегеранской муллократией за критику режима к шести годам тюрьмы, запрету на профессию и право выехжать из страны. Замысел фильма, снятого в вынужденных обстоятельствах в ожидании отклоненной впоследствии апелляции, в известном смысле напоминает заполошный ким-кидуковский "Ариран", но Панахи, читая перд камерой сценарий неснятого фильма и размышляя о природе кино и власти, творит не безумный сеанс самопсихоанализа, а честное, многослойное, настоящее, вопреки заглавию, кино.

Программа "Праздник непослушания"

Параллельный цикл, посвященный темам подросткового бунта и драме детства и взросления. Восемь фильмов разных времен и калибров: от первого полного метра "Ноль за поведение" (1933) великого Жана Виго, не дожившего до 30, и одного из основополагающих фильмов французской "новой волны" "400 ударов" (1959) Франсуа Трюффо до современных историй вроде картины "Задница" индийца Каушика Мукхерджи о юном бенгальском любителе хип-хопа и веществ.

Собиратель пуль. Режиссер Александр Вартанов. Россия

Первая киноадаптация Юрия Клавдиева, скандально прямолинейного популярного отечественного драматурга, галлюцинаторно описывающего маргиналов, бытовую неприкаянность и спонтанное насилие. Главный герой - 14-летний мальчишка, компенсирующий школьные и прочие унижения властью в вымышленном мире. Черно-белый "омаж Трюффо и одновременно полемика с ним", по утверждению режиссера.

Программа "Avant-garde"

Территория эксперимента и смешения художественных языков. На этот раз всего два фильма. Наряду с анимационно-инсталяционно-игровыми "Птицами" Ираиды Юсуповой и Александра Долгина:

Доброй ночи, Испания! Режиссер Райя Мартин. Филиппины-Испания

Испанская пара (девушку играет прекрасная Пилар Лопес де Айала) в ходе психоделического трипа через телевизор телепортируются сначала в музей,  где хранятся картины филиппинского художника и революционера Хуана Луны, а потом прямо на луну. Безумный, поэтический и вместе с тем политический новый фильм Райя Мартина, 27-летнего одновременно футуриста и наследника киноавангарда, растворяющим перегородку между кино с современным искусством и одержимым, в частности, идеей воссоздать уничтоженный ранний филиппинский кинематограф.

Программа "Голоса улицы"

Протестное народное движение, охватившее полмира в последние пару лет, вызывает, само собой, пристальный интерес кинематографистов. В рамках этой мини-программы, в частности, будет показан уже снискавший европейскийуспех "Тахрир" итальянца Стефано Савоны, полуторачасовой документальный рассказ о противостоянии на прославленной революционной площади египетской столицы.

Одно решение - сопротивление. Режиссер Светлана Баскова. Россия

Выдержанная в критическом духе, нисколько не патетичная хроника отдельных редких политических выступлений за трудовые права в нашей, находящейся в спячке, стране: первомайская демонстрация европейского толка троцкистов, протест уволенных рабочих тольяттинского АвтоВАЗа и т.д. Самое примечатльное здесь - фигура режиссера. Светлана Баскова была известна до сих пор своим бескомпромиссно жестким, патологичным и вместе с тем точным и смешным, максимально "андеграундным" кино ("Зеленый слоник", "Пять бутылок водки"). Но все логично: кому, как не ей, снимать о возможной революции.

 

 

Программа "Знакомьтесь - Ф. Дж. Оссан"

Особый раздел фестиваля, призванный знакомить зрителей с неизвестными или забытыми авторами, в этом году посвящен фильмам "интеллектуального партизана", панка-подпольщика Оссана, до сих пор далекого от любой публичности настолько, насколько это возможно. В рамках ретроспективы покажут все семь его картин, в том числе полнометражный дебют "Девизия Моритури", внушенный идеями Ги Дебора, музыкой пост-панка и индастриала и историей западно-германской террористической организации "Фракция Красной Армии".

"Дивизия Моритури"

Фильм команды фестиваля

Портрет в сумерках. Режиссер Анеглина Никонова. Россия

Продюсер "2morrow/Завтра" Ольга Дыховичная сочинила сценарий и сыграла главную роль в этом фильме, впервые показанном на сочинском "Кинотавре", а в прокат выходящем в середине ноября. Картина Ангелины Никоновой о ростовской обеспеченной женщине, вступившей в мазохистскую связь с изнасиловавшим ее ментом, ожидает стать одним из главных русских фильмов года, а также метким социальным высказыванием о нашем времени насилия и дезинтеграции.

Специальные показы

Фильмы, стоящие особняком, будь то "Тиранозавр", режиссерский дебют брутального британского актера Пэдди Консидайна, или документальный байопик легендарного режиссера и продюсера фильмов категории "Б", "отца" американского независимого жанрового кино Роджера Кормана - "Мир Кормана: деяния голливудского бунтаря" Алекс Стэплтон станет фильмом закрытия фестиваля.

Волшебный глюк. Режиссеры Алекс Гибни и Элисон Эллвуд. США

Ностальгическое произведение, посвященное эпохе ЛСД и раскрашенному автобусу, в котором хиппи-психонавты во главе с Кеном Кизи, ансамблем The Grateful Dead и битническим фетишем Нилом Кэссиди, в 1964-м путешествововали из Калифорнии в Нью-Йорк, к вящему ужасу и/или восторгу американских граждан. Гибни и Эллвуд собрали воедино архивные пленки и сняли фильм о легендарной поре, воспетой в книжке Тома Вулфа "Электропрохладительный кислотный тест".

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама