Юэн Макгрегор и Ева Грин в эпидемиологической мелодраме про утрату чувств в буквальном смысле
Обманчиво беззаботный шеф-повар дорогого ресторана Майкл (Макгрегор) и возвышенно хмурая врач-эпидемиолог Сьюзен (Грин), жители Глазго, затевают ни к чему не обязывающий роман как раз в момент появления в разных частях света странной болезни непонятного происхождения: люди, никак между собой не связанные, внезапно теряют обоняние. Затем наступает очередь чувства вкуса: ресторан Майкла поначалу пустеет, потому что посетители могут с легким сердцем жевать хозяйственное мыло вместо карпаччо или там дорады. Следующим этапом, как нетрудно догадаться, становится потеря слуха. Мир погружается в хаос, на улицах царит беспорядочное насилие.
Утрата каждого чувства предваряется сильнейшим эмоциональным аффектом: перед исчезновением запахов человек испывает невероятную печаль, перед тем, как потерять вкус - запредельный ужас; знаком скорой глухоты становится вспышка неконтролируемой ярости. В ходе такого припадка герои ссорятся и расстаются, чтобы по одиночке ждать самого страшного. Последний душевный сдвиг, заключающийся в переживании радости и любви к ближнему, вновь приводит Майкла и Сьюзен друг к другу, перед погружением в финальный мрак.
Шотландский режиссер Дэвид Маккензи, в свое время уже снимавший Макгрегора в "Молодом Адаме" (странном фильме с Тильдой Суинтон, рифмующимся с шедевром Жана Виго "Аталанта"), разбавляет этот сентиментальный апокалипсис для двоих "документальными" нарезками: вот в Индии, Китае, Европе, Африке возится с повседневными делами обреченное человечество; вот группа буддийских монахов с завязанными глазами тренируется переходить железнодорожные пути; вот панические передовицы газет.
Но всем знакомая ленивая пластика Макгрегора и сокрушительная красота Евы Грин (и это несмотря, скажем, на дикую сцену, когда ее героиня пожирает цветы, запивая зубной пастой) - в общем, само наличие в кадре этих артистов затемевает все эти достаточно простые философские метафоры. Это идет только на пользу сентиментальной версии конца света с не то чтобы свежим решением жуткой темы тотального расчеловечивания: умиротворенный закадровый голос героини всю дорогу убеждает, что мир от катастрофы спасет, конечно же, - любовь, "идеальное чувство", согласно оригинальному названию фильма.
Фильм "Последняя любовь на земле" в прокате с 24 ноября 2011.
Москва, кинотеатр "35 мм". http://www.kino35mm.ru/
Санкт-Петербург, кинотеатр "Аврора". http://www.avrora.spb.ru/
Еще три фильма о грандиозных пандемиях:
Вирус, режиссер Киндзи Фукасаку, 1980, Япония
"Гонка вооружений" двух сверхдержав приводит к закономерному результату: из лаборатории вырывается штамм смертельного вируса, за считанные часы убивающего все живое. 800 с лишним уцелевших спасаются во льдах Антарктиды - вирус-убийца погибает при сильном морозе. Идеально соответствующий параноидальной эпохе начала рейганизма триллер японского классика Киндзи Фукасаку (режиссера, помимо прочего, "Королевской битвы") с интернациональным актерским составом.
Слепота, режиссер Фернанду Мейреллиш, 2008, Бразилия-Канада
Внезапно люди начинают терять зрение, что вызывает разруху, конец всех моральных норм и популярность фашизма. Героиня Джулианны Мур, по какой-то причине слепоты избежавшая, страдает и нравственно совершенствуется среди одичавших сограждан. Экранизация антиутопической притчи нобелевского лауреата, португальского писателя Жозе Сарамаго получилась у бразильца Мейреллиша (ворвавшегося в большую режиссерскую лигу с прекрасным "Городом Бога") назидательным кинопроизведением, в котором навязчивые религиозные аллегории временами производят непредусмотренный комический эффект.
Носители, режиссеры Алекс и Дэвид Пастор, США, 2009
Физиологический триллер и вместе с тем роуд-муви с отношениями. Страшная инфекция, мгновенно передающаяся по воздуху, убила почти всех, четверо друзей пробираются на автомобиле сквозь ад, в одной из ролей - лесби-иконка Пайпер Перабо.
Комментарии