Кино недели: "Резня" Романа Поланского
  • 17.12.11
  • 895

Кино недели: "Резня" Романа Поланского

Трагифарс в исполнении четырех звезд, очередное желчное высказывание усталого гения о том, как все безнадежно, но и смешно и ещё три герметичные драмы

В ходе выяснения позиций в школьной иерархии 11-летний Закария выбил палкой два передних зуба своему однокласснику. Для цивилизованных переговоров родители потерпевшего, торговец сантехникой Майкл (Джон Си Райли) и искусствовед Пенелопа (Джоди Фостер) приглашают к себе в скромную манхэттенскую квартиру родителей обидчика - корпоративного адвоката Алана (Кристоф Вальц) и инвестиционную брокершу Нэнси (Кейт Уинслет). После ритуального примирительного кофе с яблочно-грушевым пирогом ситуация, казалось бы, разрешена, но у лифта хозяйка некстати вспомнает про выброшенного мужем на улицу хомяка, знакомство продолжается, увлажняясь бутылкой скотча. Вскоре выяснится, что у собравшихся различные взгляды на воспитание детей, а также серьезные культурные, классовые, мировоззренческие и гендерные противоречия.

Пьеса современного французского драматурга Ясмины Реза "Бог резни", послужившая основой для сценария, последние несколько лет с оглушительным успехом идет в театрах по всему свету, а критиками трактуется чуть ли не как высказывание о полном моральном крахе западной цивилизации, упакованное в эксцентрическую семейную комедию. Кому, как не Поланскому, было браться за экранную версию театрального хита: его ранние шедевры, "Отвращение" и "Ребенка Розмари" можно воспринимать и как жуткие антропологические этюды на тему смерти эпохи европейского гуманизма и разума. "Писатель-призрак", предпоследний фильм режиссера, преследуемого правосудием за грязную историю 34-летней давности, - уже личная война против всех, от алчных масс-медиа до Америки как таковой.

Тем не менее, в "Резне" и в помине нет тяжелого пафоса. Скорее, напротив: "Скромное обаяние буржуазии" начала XXI века - виртуозный, короткий и образцово легковесный фарс. Камерная история о провальной коммуникации держится на игре четырех грандиозных актеров. Основных линий разлома две: война полов (жены-психопатки против мужей-болванов) и тонкое классовое различие между мелкобуржуазными интеллигентами Райли-Фостер и представителями "верхнего среднего класса" Вальцем-Уинслет. Поланский, похоже, не нуждается больше в мрачных метафорах и адских глубинах. Все важное о современности рассказано и показано исключительно силами квартета подвыпивших граждан среднего возраста. Так и страшнее, и смешнее.

Фильм Романа Поланского "Резня" в кинотеатрах до 29 декабря

 

Еще три герметичные драмы:

"Сыщик" ("Игра навылет"), режиссер Джозеф Манкевич, Великобритания, 1972

Преуспевающий пожилой автор детективов (Лоуренс Оливье) приглашает в свое поместье наглеца-парикмахера, спящего с его женой (Майкл Кейн) для того, чтобы сдалать интересное предложение. Маленький шедевр Манкевича ("Все о Еве", "Клеопатра"), поединок секс-символов разных поколений. Почти сорок лет спустя на экраны выйдет ремейк: сценарий перепишет живой классик Гарольд Пинтер, Майкл Кейн сыграет роль Оливье, а его собственную партию исполнит Джуд Лоу.

 

"Мертвец идет", режиссер Тим Роббинс, США, 1995

Душещипательная драма, основанная на реальных событиях: приговоренного к электрическому стулу безбожного убийцу (Шон Пенн) жалеет и наставляет на путь добра католическая монахиня и противница смертной казни (Сьюзан Сарандон). Аллюзии на Достоевского, умеренный оскаровский триумф и высшая точка политкорректной левизны главных голливудских "красных", супругов Роббинс-Сарандон.

 

"Частная собственность", режиссер Жоашен Лафосс, Бельгия-Франция-Люксембург, 2005

Прекрасная психопатологическая картина бельгийца Лафосса о том, что каждая семья является адом по-своему.  В роли матери семейства - безупречная Изабель Юппер, одного из сыновей играет Жереми Ренье, постоянный актер братьев Дарденнов.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама