Кино недели: "Что-то не так с Кевином" Линн Рэмси
  • 21.01.12
  • 1293

Кино недели: "Что-то не так с Кевином" Линн Рэмси

Психологическая драма с Тильдой Суинтон о том, каково быть матерью монстра, и ещё три фильма о сложных взаимоотношениях матерей и сыновей

Ева (Тильда Суинтон) живет в доме, который активные граждане регулярно обливают красной краской, запивает транквилизаторы алкоголем и не обращает внимания на собственный запущенный быт. Каждый раз выходя за порог, она ощущает яростную ненависть - чаще молчаливую, но иногда деятельную, -  почти всех соседей, обитателей пригорода, где имеет несчастье проживать. Причину такого отношения зритель узнает позже: шестнадцатилетний сын Евы, смазливый подросток с непроницаемым выражением лица (Эзра Миллер) в один ничем не примечательный день расстрелял из лука нескольких своих одноклассников, не забыв прикончить и всех ближайших родственников, кроме матери.

Кино недели:

Мучительно силясь понять, как же так вышло, героиня мысленно возвращается в прошлое, показанное в фильме чередой флешбэков. Жизнерадостная нью-йоркская сочинительница травелогов в угоду хорошему, но недалекому мужу (Джон Си Райли) становится домохозяйкой. Кевин в младенчестве беспрестанно орет, так что ремонтируемый перекресток, где ревут отбойные молотки, кажется Еве райским местом. Подросший Кевин (Джаспер Ньюэлл) с дьявольской изобретательностью изводит мать, при этом не вызывая никаких подозрений у прочих. Все это будто бы логичным образом приводит к жуткой развязке.

Кино недели:

Шотландка Линн Рэмси, чьи оба предыдущих полнометражных фильма - "Крысолов" и "Моверн Каллар" - соединяли мрачную тематику с уверенной и спокойной манерой изложения, сняла серьезный шедевр на трудном и рискованном материале: общество давно будоражит проблема немотивированной жестокости, в том числе со стороны внешне благополучных тинейджеров. Однако "Надо поговорить о Кевине" (оригинальное название картины Рэмси, по довольно прогремевшему роману Лайонел Шрайвер, в числе прочего ведущей в The Guardian колонку о современном состоянии семьи) - кино, начисто лишенное пафоса, наполненное точными деталями и символами, немногословное, красивое, издевательски озвученное к тому же солнечными песенками Бадди Холли и Beach Boys (звучат за кадром и атональные треки гитариста Radiohead Джонни Гринвуда, отвечающего за музыку в фильме). 

Кино недели:

Конечно, безупречная интонация картины - главным образом, заслуга великой актрисы Тильды Суинтон, практически одними мышцами лица показывающей нелюбовь и попытку полюбить, отчаяние и невозможность постичь ужасающе простые вещи, оборачивающейся то богемной хищницей, на самом деле равнодушной к собственному сыну, то страдающей и стареющей одинокой женщиной, чье горе нельзя измерить какими-то мерками - разве что законами античной трагедии.  Кевин-ребенок порой выдает неизбежного зловещего Дэмиена Торна из культовой ленты "Омен", но ясно, что дело не в одержимости дьяволом или прочей мистической дребедени. В последнее десятилетие все больше взрослых и, что называется, образованных людей на Западе отказывается от деторождения, от традиционной модели семьи. Так вот, лучшей агитации за идею "чайлд-фри", чем фильм Линн Рэмси, просто не придумать.

"Что-то не так с Кевином" в кинотеатрах - с 19 января.
 

Еще три фильма о сложных взаимоотношениях матерей и сыновей:

"Долгие проводы", режиссер Кира Муратова, СССР, 1971

Нежнейший, бесконечно трогательный и прекрасный второй фильм Киры Георгиевны Муратовой о матери-одиночке (Зинаида Шарко), боящейся потерять сына, который вдруг сблизился с отцом, дошел до зрителей лишь спустя полтора десятилетия, уже в перестройку, а режиссера тогда заклеймили за "подражание буржуазным кинематографистам Феллини и Антониони" и на долгие годы лишили возможности снимать.


 

"Каждому свой ад", режиссер Андре Кайат, Франция, 1977

Маленькую дочь французских буржуа похищают будто бы с целью выкупа, а затем без всякой рациональной причины убивают. Мадлен, обезумевшая от горя, слишком поздно понимает, что убийца находится рядом. Психопатологический триллер Кайата совсем отдавал бы чернушной телевизионщиной, если бы не Анни Жирардо, одна из самых храбрых артисток в истории кино.



 

"Моя мать", режиссер Кристоф Оноре, Франция-Португалия-Испания, 2004

Вольная экранизация позднего и совсем уже мрачного романа радикального философа и порнографа Жоржа Батая. Юный бездельник (Луи Гаррель) наблюдает за опустошительно развратными буднями своей вдовствующей матери (Изабель Юппер). Отчаянно либертинский фильм Оноре (впоследствии снявшего обаятельнейший мюзикл с тем же Гаррелем-младшим "Все песни только о любви") - из той категории французских интеллектуальных картин, что в обязательном порядке впечатляют студенток гуманитарных факультетов.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама