СоврИск: "Трапеза бытия" в RuArts
  • 31.05.12
  • 1237

СоврИск: "Трапеза бытия" в RuArts

Петербургское художественное сообщество "Непокоренных" о современном культе потребления

В московской галерее RuArts  31 мая открывается выставка петербургских художников из объединения "Непокоренные, 17". "Трапеза бытия" представлена в рамках параллельной программы 3-й Московской международной биеннале молодого искусства.

Тема

Художники коллективной мастерской-лофта, собравшиеся в географически-поколенческую группу весной 2007 года в здании бывшего советского НИИ на питерском проспекте Непокоренных, не устраивали совместных выставок около трех лет. В новом проекте несколько новых имен и одиннадцать произведений, объединенных не слишком четкой, но всеобъемлющей проблемой тотального потребления в современном "цивилизованном" мире; причем художники и куратор, насколько можно судить, интерпретируют потребление не в узко социологическом (и тем паче не в сурово марксистском) духе: речь идет о художественном осмыслении нынешнего "человека потребляющего" во множестве аспектов - в первую очередь с точки зрения ритуала и бессознательных механизмов. Трапеза, прием пищи здесь -  ядро каждодневного физического существования и метафора потребления вообще.

Ирина Дрозд. "Трапеза"

Бэкграунд

Известные тексты французского философа-социолога Жана Бодрийара "Общество потребления" и "Символический обмен и смерть"; скоростное поглощение товаров, медиа, ресурсов, секса; унылое  торжество гипермаркетов и фуд-кортов; экологические тревоги; контраст между изощренными потребительскими практиками в странах "золотого миллиарда" и нищетой "третьего мира"; киносатира, от "Большой жратвы" Марко Феррери до "Пельменей" Фрут Чаня; двусмысленность, сарказм и всеядность современного "зрелищного искусства"; арт-консерватизм; значение трапезы как религиозного ритуала.

Илья Гапонов. "Фиатирский престол"

Работы

Инсталляция Ивана Плюща из икеевских столов и ламп - деконструированный современный "алтарь"; видео Вероники Рудьевой-Рязанцевой о еде, касающееся гастрономии, экологии, гендера, вегетарианства и мясоедения; серия брутальных мрачных натюрмортов Ильи Гапонова "Фиатирский престол"; отсылающая к известному эссе Альбера Камю о неизбывной абсурдности существования, работа Кирилла Макарова "Сизиф", сочетающая живопись и видеопроекцию; смутно напоминающее об эстетике группы AES+F, с их закцикленностью на инициациях и ужасе плоти, полотно Ирины Дрозд: розовощекие дети в белой одежде едят и пьют нечто красное; апокалиптический "Пограничный остров" Татьяны Подмарковой, история города-призрака на японском острове Хасима.

Татьяна Подмаркова. "Пограничный остров"

Контекст

В свете нынешнего гражданского оживления, когда арт-сообщество бурно участвует в ассамблеях-оккупаях и без пяти минут окажется на баррикадах, а "левое" критическое искусство или же прямой политический активизм стали актуальны как никогда, размышления "непокоренных" на тему потребительского кризиса современной буржуазной цивилизации видятся одновременно важными (вопрос о "честных выборах" или альтернативных формах демократии, может, и важнее очередной констатации тупиковости капитализма, но, ведь искусство способно констатировать указанное обстоятельство бесконечно, каждый раз глубже и оригинальнее: тоже известный парадокс) и по-петербурски мечтательными, туманными, опутанными мистикой и унизанными религиозными и литературными мотивами. На сегодняшний день такой, безусловно консервативный, подход не может не привлечь хотя бы любопытствующего взгляда.

Прямая речь

Анастасия Скворцова,
куратор выставки

 "Общество потребления" написано Бодрияйром в 1970 г., но этот текст не перестает быть актуальным. И уж точно в России, где только последние лет десять чувствуется переизбыток потребительского аппетита. Несмотря на то, что эта тема уже много раз поднималась в искусстве, не стоит списывать ее со счетов, так как ресурсы все еще конечны, а человек - пока что не машина. Некоторые работы проекта созвучны осмыслению "мира как супермаркета" из одноименной книги эссе Мишеля Уэльбека, однако вопрос консюмеризма понимается художниками в более широком смысле. Само словосочетание "Трапеза бытия" могло бы стать названием для сборника философских статей об истории потребления.


"Трапеза бытия", групповая выставка санкт-петербургских художников студии "Непокоренные,17"
с 31 мая до 14 июля в Галерее актуального искусства RuArts

Комментарии

Читать на эту тему