СоврИск: "Шапито Moscow"
  • 06.07.12
  • 785

СоврИск: "Шапито Moscow"

Выставка важного русско-украинского фотографа Сергея Браткова про гротескный ужас Москвы

На "Красном Октябре", в пространстве бывшего Шоколадного цеха, до 12 августа можно увидеть персональную выставку всемирно известного художника-фотографа Сергея Браткова "Шапито Moscow", Помимо прочего, эта экспозиция знаменует старт нового некоммерческого проекта галериста Владимира Овчаренко, владельца легендарной московской галереи "Риджина": в начале осени в помещении цеха бывшей кондитерской фабрики откроется новое арт-пространство "Красный Октябрь", чья задача в "максимальной популяризации современного искусства".

Сергей Братков. Из серии "Шапито Moscow"

Автор

Русско-украинский художник, работающий преимущественно с фото и видео, родился и до 2000 года жил в Харькове, потом переехал в Москву. В 1994 был одним из осонователей харьковской художественной группы Fast Reaction Group ("Группа Быстрого Реагирования"), в которой также состоял гений современной социально-экзистенциальной фотографии Борис Михайлов. Выставки Браткова в "Риджине" ("Детки/Kids", "Моя Москва", "Семь") вызвали довольно скандальный резонанс, произвели бодрящий эффект на фоне глянцевой буржуазной скуки московского галерейного искусства "стабильных" 2000-х. Братков участвовал в Венецианских биеннале 2005 и 2007 годов, а также в биеннале в Сан-Паулу (2002) и в Manifesta-5 (2004). В 2008 году состоялась ретроспективная выставка художника в важнейшем Winterthur Fotomuseum (Швейцария). В 2010-м получил премию "Инновация" за видеоинсталляцию "Балаклавский кураж" - завораживающее, реалистическое и вместе с тем поэтическое произведение в ч/б об адреналине и безбашенной юности. 

Выставка июля-2012: Сергея Браткова.Сергей Братков. Фрагмент видео "Балаклавский кураж"

Бэкграунд

Братков - едкий, провокативный хроникер постсоветского пространства, фиксирующий в том числе маргинальное и пограничное; социальный комментатор без моралистического пафоса, но с игровой отстраненностью и черным юмором: большинство его фотосерий - постановочные, хотя есть и "партизанские", сугубо документальные. Своего рода отечественный Вольфганг Тильманс, который также переплавляет сухую документалистику в объемную социальную поэзию, но, кажется, Братков куда более оптимистичный, несмотря на кажущуюся "трэшовость" отдельных работ: ниспровержение всегда оптимистично. Брутально-ироничная серия "Детки" (название которой, конечно, может быть соотнесено с известным фильмом вуайериста Ларри Кларка) спровоцировала безумные обвинения в "пропагаде педофилии"; в "Милицейской эстафете" фото с кающимися и лежащими на асфальте стражами правопорядка были выставлены в лайтбоксах, собранных в форме креста. "Моя Москва" (серия, тематически и эстетически предшествовашая нынешнему проекту на "Красном Октябре") предстала в качестве гротескной россыпи лиц и мест российской столицы.

Выставка июля-2012: Сергея Браткова.Сергей Братков. Из серии "Детки"

Работы и контекст

Снятые на обычную "мыльницу" кадры объединены в сюрреалистического толка "диптихи": пространство тотального цирка, путинская Москва составлена из рекламных и патриотических билбордов, мертвенно великолепных супермаркетов и варварских рынков возле окраинных станций метро, угрюмо ярких граффити и унылых офисных клерков, из бюстов советских героев и выстроенных в шеренгу, постоянно в городе присутствующих (словно бы кругом фронт, эвакуация или лагерь для военнопленных) "силовиков". Сам Братков, сделавший в свое время серии умопомрачительных портретов десантников, бездомных, секретарш, футбольных хулиганов, последние годы в разных интервью говорит о том, что наше время принципиально лишено героев, которых вновь, как и при брежневском "застое", заменили персонажи, типажи. И что эта "безгеройная", эпоха вот-вот закончится. "Шапито Moscow" крупного политического художника Сергея Браткова, таким образом, можно понять и как прощание (без всякой ностальгии) с прежней "стабильно" безумной Москвой, необратимо меняющейся, трещащей по швам под ударами социально-политических и культурных перемен последних месяцев. С другой стороны, проект не закончен и будет продолжен: посетители выставки на "Красном Октябре" имеют возможность наблюдать, что называется, work in progress.

Выставка июля-2012: Сергея Браткова.Сергей Братков. Из серии "Шапито Moscow"

Прямая речь

Представление о красоте меняется. Соотношение прекрасного и безобразного тоже. До экономического кризиса красивым было то, что находилось ближе к гламуру. Но кризис изменил отношение к красоте, гламур отошел, пришел умеренный минимализм и в поведении, и в одежде. Вернулась мода на социальное искусство. (из интервью Сергея Браткова изданию "Украiньска правда")

Выставка июля-2012: Сергея Браткова.Сергей Братков. Из серии "Шапито Moscow"

"Шапито Moscow", персональная выставка Сергея Браткова с 29 июня до 12 августа на территории бывшего Шоколадного цеха "Красного Октября"

Читать полностью:http://www.gazeta.ru/culture/2012/06/29/a_4650473.shtml

Комментарии

Читать на эту тему