Кино недели: «Перед полуночью» Ричарда Линклейтера
  • 14.07.13
  • 980

Кино недели: «Перед полуночью» Ричарда Линклейтера

Продолжение культовой дилогии «Перед рассветом» и «После заката» с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи

Прошло еще девять лет. Американец Джесси (Итан Хоук) и француженка Селин (Жюли Дельпи) давно женаты, у них дочери-близняшки, и они проводят летние каникулы в Греции. Но на солнечных берегах Эгейского моря уже не видно той юношеской любви романтических незнакомцев, что встретились в поезде на Вену и семь лет спустя провели несколько чудных часов в предзакатном Париже. Теперь настало время кризиса совместной жизни.

кадр из фильма перед рассветом

Хотя первый фильм «Перед рассветом» в середине девяностых с тогда еще молодыми и мало кому известными актерами и стал культовым, но все же был из той серии картин, у которых может быть продолжение. Скорее было даже очевидно, что продолжение последует, и не одно. И даже новая серия - явно не последняя. Но после этого фильма становится ясно, почему Линклейтер так и не стал ни новым Хэлом Хартли, ни американским Эриком Ромером или Франсуа Трюффо, а скорее - пресловутым Клодом Лелушем, который в свое время снял «Мужчину и женщину», а через 20 лет — продолжение. Кто помнит пять предыдущих фильмов Линклейтера, снятых как раз со времен «После заката»? Вот именно, что в памяти от имени режиссера остались только его разовые творческие удачи, как дебютный фильм «Бездельник» и, собственно, «Перед рассветом», историю которого он теперь обязан продолжать раз в десятилетие.

Очень легко сказать, что 40-летние герои, как и прежде, снова бесконечно болтают обо всем и ни о чем, но нет — теперь они больше выясняют отношения между собой; или сказать про виртуозное умение режиссера снимать десятиминутные разговорные сцены одним планом, но опять же нет — то, что ранее казалось спонтанной живой импровизацией, на этот раз обернулось нудной претенциозностью и постановочным формализмом. Как и легко поверить в то, что Линклейтер снял зрелое продолжение только по одной поверхностной причине – смене регистра с ветреной романтики на битву полов в обыденной совместной жизни сорокалетних. Но это как раз и есть самое банальное в «Перед полуночью»: быть фильмом про то, как «все на самом деле в жизни», а не как в кино. Но получается именно что как в кино, но очень топорно, не тонко и совсем без иронии.

кадр из фильма перед рассветом

Еще три фильма о кризисе семейной жизни:

«Сцены из супружеской жизни» (1973) Ингмар Бергман

Классический фильм Ингмара Бергмана о «тихой» семейной жизни с ее ссорами, изменами и разводами. Надо ли говорить что Бергману пришлось пережить пять браков, чтобы прийти к парадоксальному выводу, что идеальный союз (даже после развода) может быть только между любовниками.

кадр из фильма сцены из супружеской жизни

«Лица» (1968) Джон Кассаветес

Выстраданный шедевр Джона Кассаветеса, который он снимал в течение пяти лет, а монтировал прямо у себя в гараже. В отличие от шведского классика, Кассаветес прожил всю свою жизнь со своей музой и женой Джиной Роулендс, что, впрочем, не мешало ему снимать отчаянные драмы из жизни среднего класса, крики и шепоты семейной жизни Мужчины и Женщины. И именно «Лица» - самый характерный фильм режиссера.

кадр из фильма лица 1968

«Резня» (2011) Роман Полански

То, на что Ричарду Линклейтеру потребовалось три фильма и восемнадцать лет, у Романа Полански лихо получилось в стенах одной квартиры и с четырьмя актерами – с двумя супружескими парами. Один легкий толчок, и маски семейной жизни сорваны начисто: ханжество, шовинизм, нетерпимость, в общем, вечная борьба полов. И главное — показано с прекрасным чувством юмора.

кадр из фильма резня

Комментарии

Читать на эту тему