• 05.10.09
  • 1275

Музыка для октября

Представленные ниже пластинки, которые, по моему мнению, уместно будет слушать не только в октябре, но и всегда, собраны вместе недаром. Авторов выбранной музыки объединяет, прости Господи, наличие внятной позиции (ночные грузчики), своего личного манифеста (Kings of Convenience), или просто привлекательной отваги (Raekwon). Каждая из этих работ поможет худо-бедно пережить осень. Поможет, как заповедовала советская актриса Клара Румянова, озвучившая кучу детских пластинок, порадоваться, погрустить, быть может, помечтать.

Raekwon – Only Built 4 Cuban Linx part II
2009 – EMI

Музыка для октября

В совершенно новом мире, постарев, но не растеряв злобы, Рэйквон написал свежую мужскую историю, и со свойственной настоящим мастерам скупостью, даже название не стал особенно менять, лишь добавил к имени своего дебютника римскую цифру два. Это для тех, кто 14 лет ждал второго пришествия, как бы говорит нам автор.

После этого музыкального тома нашего чернокожего нью-йоркца с бандитским прошлым можно было бы назвать Хэмингуэем рэпа, только, к счастью для нас, он лишен рефлексии по поводу возраста, утраты молодости, упадка сил и смысла жизни. Таким и должен быть настоящий афросамурай – прогулочным шагом проветривая кальсоны, кушать китайскую лапшу из картонной коробки, а потом сколь невозмутимо, столь и неожиданно выхватить огнестрельный пистолет и совершить несколько точных выстрелов в только ему одному видимую цель. Восхищение вызывают номера «House of flying daggers», «New Wu» и «Penitentiary».

Слушать альбом небезразличному человеку будет тяжело. Как тут сдержать всхлипы восхищения, когда вставки из фильмов о кун-фу в духе славного прошлого Wu-Tang следуют чуть ли не через каждую минуту? Но это, как не прискорбно, едва ли не единственный и чересчур хлебосольный привет из славного прошлого.

Потому что к середине пластинки слезы радости сменяются ревом горечи, когда вдруг появляются совершенно необаятельные и безжизненные Jadakiss и Styles P, да еще и выкормыш Jay-Z по имени Beanie Sigel – это как если бы Боб Дилан пригласил в гости какого-нибудь Тома Джонса. Удивительно сознавать, что большую часть треков спродюсировал далекий от восточной философии и всяких концептуальных премудростей, фанфаронистый простак Dr. Dre.

Несмотря на эти досадные издержки, пластинка, кажется, вышла нарочито ностальгической (этим она похожа на все на свете работы членов Wu-Tang периода двухтысячных). Трек «Ason Jones», который Рэйквон посвятил покойному соратнику по имени Старый Грязный Ублюдок (Ol Dirty Bastard) только усиливает атмосферу панихиды.

Если продолжать аналогию с Хэмом, то у Рэйквона получилась история порядка «Старик и море», только, конечно, куда более увлекательная и мускулистая. Потому что с такой простой и прямой искренностью еще никто не рисовал тоску, да так, что она на твоих глазах, словно Невероятный Халк, переплавлялась бы в крепкую, надежную мощь.

ночные грузчики – о, человек
2009 – Self-released

Опасно выходить на улицу, если вы обладаете такой запредельной степенью сострадания к людям, каковую демонстрируют на своем новом, третьем по счету селф-релизе участники группы ночные грузчики. Альбом называется «О, человек», и каждая песня на нем – что растопыренные ладони, на которых трепещет только что вырванное из груди поэта сердце.

"Ночные грузчики" повторяют подвиг героев раннего Максима Горького, но со скидкой на быт современности, – души их тлеют на тусклых огнях газовых горелок, извиваются угрями над заляпанными жиром печами в квартирах далеко от метро. Но грузчики приходят к выводу – и порукой тому грубо-суконное название группы – что современные люди не нуждаются в спасении или подвиге в их честь. «У работницы банка стоит на мониторе иконка» - в альбоме полно таких мимолетных метких наблюдений, и, собранные вместе, они создают мрачную картину отсутствия человека. Так что имя альбома можно прочитать и как «Ноль человек».

С 2007 года дуэт, который составляют два молодых человека – Евгений Алехин и Михаил Енотов – оба писатели, веганы, студенты ВГИКа и любители взглянуть бездне в самые зрачки, творят в рамках музыкального проекта ночные грузчики. Кажется, что «О, человек» - это кульминация их творчества, в этой пластинке они, с повышенным градусом самоотверженности, воспевают отчаяние и ужас, Бога и одиночество. Обветренная беспощадными сквозняками ядерной зимы, их лирика, как яд цикута – достаточно принять порцию, чтобы умереть, как Сократ.

Это не просто банальная спайка «сэмплированная музыка + речетатив», стеснительно открещивающаяся от позорного имени «русский рэп», это отдушина для тех, кто любит мечтать об очередной части эпопеи боксера Рокки Бальбоа, в которой Сильвестр Сталлоне вдруг принялся бы цитировать Бодлера, Буковски и Достоевского. Если вы всю жизнь ненавидели поэтов-трибунов, но симпатизировали самой идее вылизать туберкулезный асфальт мускулисто-шершавым языком, то наблюдайте за делом ночных грузчиков.

Kings Of Convenience - Declaration of Dependence
2009 – Astralwerks

Норвежский дуэт Kings Of Convenience помимо любимой всеми – от продавцов шавермы до такистов – песни «I’d rather dance with you» оставил в память о себе еще и целых три альбома, которые целиком взятые – не просто музыкальные произведения, а сущие манифесты. И вот подоспел четвертый, вполне в духе собратьев называющийся «Declaration of Dependence».

Для своего дебюта два норвежца позаимствовали цитату у Брета Истона Эллиса – «Quiet is the New Loud», хотя, может быть, она пришла им в голову самостоятельно, потому что нельзя в мире найти никого, кто был бы так далек от параноидных маньяков американского писателя.

Эта уютная, каминная, светлая музыка, как будто и написана для героев Эллиса, поддайся они по собственной воле музыкальной терапии. Стеснительные, трогательные журчания акустической гитары способны самого отъявленного городского неврастеника оставить млеть, где сидел, и жмуриться от удовольствия, как слепого котенка.

Творчество этих людей с непроизносимыми фамилиями нерушимо, как целебные действия пчелиного меда. Можно придумать и сказать, что на новом альбоме гениальные норвежцы создали еще одну переливчатую палитру красивейших, чудотворных мелодий, по-новому стали откровенничать со слушателями, уже без стеснения, уже как со старыми знакомыми. Но это будет только полуправдой, потому что на деле ничего не изменилось со 2001 года, когда вышел «Quiet is the New Loud», и это великое счастье.

Стоит посмотреть хотя бы на одну из фотокарточек этой группы, или ролик концерта на ютьюбе ранним туром, скажем, перед походом на работу, чтобы унять кофеиновый тремор, чтобы перестать бояться грубо скованных лиц в метро. Эти мужественно застенчивые молодые люди – самые настоящие атланты нового времени, которые держат на своих липких плечах небесный свод - если не верите, вслушайтесь хотя бы в песенку «Renegade» с их последнего альбома.

Комментарии

Читать на эту тему