• 12.10.09
  • 1659

"Возвращение в Брайдсхед" / Brideshead Revisited

Режиссёр: Джулиан Джэрролд
Сценарист: Эндрю Дэвис, Джереми Брок
В ролях: Мэттью Гуд, Бен Уишоу, Хэйли Этвелл, Эмма Томпсон, Майкл Гэмбон, Грета Скакки, Патрик Малахайд, Джонатан Кэйк, Джозеф Битти, Роджер Уокер, Рита Дэвис
Производство: Великобритания, 2008
Жанр: мелодрама

"Возвращение в Брайдсхед" - уже вторая одноименная экранизация английского романа Ивлина Во, произведения по-настоящему эпохального и даже включенного журналом Time в список ста лучших книг нашего времени. Экранизация, в отличие от воспетого критиками и снискавшего двух Золотых глобусов сериала 1981года, очень своеобразная, а точнее -расставляющая акценты и знаки препинания не совсем там, где они изначально существовали.

Возвращение в Брайдсхед. Рецензия на фильм

Джулиан Джарролд, внедривший незадолго до "Возвращения в Брайдсхед" биографию Джейн Остин в массы, кратко и на свой лад пересказал сюжет романа Во, и все бы ничего, если не вдаваться детально в подробности книги, а лучше вовсе не знать о ней.

Далекий от особенностей аристократии студент-первокурсник по причине "молодо-зелено" неожиданно для всех заводит во время учебы в Оксфорде платонический роман с представителем знатного рода. Если Чарльз очарован "национальным бедствием", а именно - обаянием Себастьяна, его умением легко и лихо проживать неделю за неделей, то Себастьян боится наступить на хвост прошлого, где замешан католицизм, обременительные отношения с матерью и фамильный замок.

Интересно, что на роль красивого во всех смыслах Себастьяна, пусть сентиментального и не расстающегося с плюшевым медведем, но все же человека разностороннего был выбран недавний еще уродец из "Парфюмера" Бен Уишоу. В книге Себастьян - объект всеобщего желания, мистическая притягательная сила, в фильме этот образ безусловно утерян - лопоухий Уишоу излишне манерен и суетлив. В романе желания юношей, мягко говоря, не конкретизированы (так, что критики до сих пор гадают, был ли у автора хоть намек на гомосексуальность или же это особенности английско-немецкой дружбы), фильм навязчиво развивает вопрос гомосексуальности и связанного с ней саморазрушения. На двадцатой минуте появляется Джулия, сестра Себастьяна, и любовный треугольник, подкрепленный извращенной ревностью, эротической завистью и желанием начинающего художника Чарльза приобщиться во всех смыслах к искусству выстраивается на скорую руку, дабы не иссяк интерес зрителя. Выбор на роль Джулии безусловно приятной, но простоватой и тяжеловатой для этой героини Хейли Этуэлл также вызывает сомнения, но с чем не согласишься ради сохранения основной линии повествования.

Камера рассматривает Джулию внимательно, как бы извиняясь с первых кадров и намекая о важности ее роли, о том, что времени для лирических отступлений не будет. Вот крупным планом ключицы, нательный крестик и сигарета в руке - интригующих подробностей поведения девушки не придется долго ждать.

Сам Чарльз, благодаря равнодушно-усталому Мэттью Гуду, совершенно отстраненный вуайер, несмотря на вовлеченность во все события. Эмма Томпсон в образе авторитарной матери хороша, но все же не настолько, чтобы соответствовать реалиям романа - о ней вообще в фильме упоминают больше, чем о чувствах и религии, однако эта странность перестает ею быть на остальном фоне.

Возвращение в Брайдсхед. Рецензия на фильм

"Возвращение" точно следует за романом лишь в одном - ни на чем не настаивая, ничего не утверждая, фильм сохраняет всю противоречивость содержания, двойственность переживаний героев и несколько мутный финал. Потому как приобщение к сакральному посредством горящей свечи в часовне полуразрушенного Брайдсхеда - развязка будто создана наспех истинным католиком (кем и являлся Во), а потому крайне сомнительна для непосвященных.

Нина Асташкина

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама