Музыка уходящего года
  • 28.12.09
  • 568

Музыка уходящего года

OOIOO – ARMONICO HEWA
2009 – Thrill Jockey

Название группы похоже на вопль упавшей с табурета бабушки, так и видишь, как она картинно почесывает ушибленное место, а когда никто не обращает внимание на ее горе, столь же картинно сходит с ума и заводит адские частушки совсем как в пьесе Сорокина «Русские бабушки». Даже имена эти четыре японские оторвы носят какие-то разрушительные. Главную девушку-мультиинструменталиста зовут Пи-Ви, другие носят имена Ая, Каян и Аи. Но, кажется, их безумие далеко не показушное, а исходит, как говорится, глубоко изнутри.

Девушки вовсю отстаивают право на эти свои жутковатые имена – сочиняют безумную музыку, снабженную таким количеством шума, писков, скрипов под заходящим за грань пристойности вокалом, что навеки уснувшие вдруг в мгновение взбрыкивают ногами, выскакивают из своих усыпальниц, как черти из табакерки, и исполняют короткий танец перед самым концом света.

Но группа OOIOO обманывает – откладывает Апокалипсис на послезавтра каждый раз, когда берется за инструменты, потому что конец есть конец, а энергия этих дам предела знать, похоже, не желает.

Та самая Пи-Ви знаменита тем, что сидела за барабанами в Free Kitten – группе Ким Гордон из Sonic Youth, а еще тем, что была лидером и идеологом главной, и далеко за пределами Японии, нойз-роковой группы Boredoms. В OOIOO она доводит до асурда все свои умения – слушатель движется от одной безумной истории к другой, в которой непонятным образом уживается неудобоваримая веселость и глубокая тлетворная тоска.

Непроходимые, будто выстроенные безумным инженером полотна так и сыплются на вашу голову – каждая песня тут заслуживает многократного изолированного внимания, нужно только умело распределить личное время, потому что надолго в мире этих барышень задерживаться опасно для рассудка, а Пи-Ви обещает, что будет выпускать музыку даже после собственной смерти.

Tape Deck Mountain – Ghost
2009 – Lefse Records

Непонятно, что говорить про эту пластинку, вот и называется она простенько, но очень подходяще – «Ghost». Бас, такой мрачный, почти копченый, словно велосипедная шина, стынущая на глади болота, совсем по пост-панку отмеряет такты – спешите поделить бессмысленность жизни на количество хлопков глухо взрывающихся струнных пузырей.

Под этот альбом так и хочется застыть без сна, и посчитать сколько раз ты менял смятую десятирублевку на обсахаренную булочку в школьной столовой вместо того, чтобы употребить эти секунды на короткое и, скорее всего, бестолковое признание девочке, которая единственная во всей школе лепит жевательную резинку не под парту, а на впадинку между ключиц. И на самом деле – эти слегка неряшливые и как будто чем-то облапошенные люди поют как раз подобные истории. Поют протяжно, а один раз даже на грани истерики – песня «On my honor» заставляет припомнить Arcade Fire, да и гитара порой так мечется и царапает перепонки, что кажется на струнах подвешен один из котов какого-нибудь Юрия Куклачева, хотя у последнего, конечно, не такие методы обращения со своими питомцами, а сугубо гуманные.

Другое дело, что когда Tape Deck Mountain торчат из им одним ведомого болта, другие их коллеги – Editors, Interpol или Blank Dogs как веселые весенние корабли шныряют между проталин по бодрому потоку ручейка прямо в распахнутые ладони своих записных обожателей.

Длинная, порой затяжная феерия пост-панка не оставляет после себя сил слушателю даже платье погладить – так что выбирайте те, которые гладить не надо, и волосы заранее на голове выбрейте: предметы гигиены после иных куплетов этой группы покажутся вам зловредной усмешкой жизни, толку в которой – ни капли.

Siberian Railway – Tokio Blues
Self-released – 2009

Это самый простой способ сделать концептуальный альбом – и японский человек с удивительным сценическим именем Siberian Railway им воспользовался. Он несомненно знаком с содержанием книги «Норвежский лес» автора Харуки Мураками, и не пожалел времени плюс вдохновения создать по мотивам этого текста музыку.

Я не знаю ни одного похожего прецедента, кроме коллаборации под названием «Нижняя тундра» группы Ва-Банкъ с писателем Виктором Пелевиным к которому, оказывается, со вниманием относится даже Президент РФ.

В случае с альбомом «Tokio Blues» концепт немного проще. Как и герой Мураками по имени Ватанабе недотянул, скорее всего – намеренно, до Холдена Колфилда, так и эта музыка – непритязательная, как магазин, где «Всё по 30». И эта главная прелесть и книги, и альбома.

Песни названы именем каждого героя: мальчик и вокруг него четыре дамы – скорее всего, никакой символики тут не упрятано, не такой Мураками человек. А японскому мелодисту это только и подавай – он получил полную свободу и за каждым именем трека развернул красивые, задумчивые пейзажи, в которых имя героя и его характер рассекречиваются неповторимой и цепкой деталью. Мураками тоже что-то такое пробовал в «Норвежском лесе», но, как и всегда с этим писателем, нельзя сказать наверняка – получилось у него, или нет. У Siberian Railway получилось.

Ruby Throat – Out Of a Black Cloud Came a Bird
Self-released – 2009

Katie Jane Garside – девушка, о которой почти ничего не известно, кроме, разве только, следующего. Она задействована в группах Daisy Chainsaw, Queenadreena, The Ventriloquist и, собственно, Ruby Throat. И еще – голос у нее, как у младенца, которому приснился кошмар, и он вдруг не заверещал, а запел. Ни паспорта, ни номера социального страхования, ни права на жилплощадь – только темный лес, заповедный рай, из которого только предстоит быть изгнанным – и этот-то кошмар не дает спать ребенку, вот и получаются у нее боязливые баллады под робкий аккомпанемент какой-нибудь тамошней Арины Родионовны. Звучат струнные, кое-где всплеск клавиш – но все это в такой тихой, неторопливой манере, музыка как бы крадется на цыпочках, исключение, впрочем – отчаянный блюз «My Head», где ребенок нам признается, что уже не в силах выносить все это: «My head is so heavy I want to smash it with a brick».

Альбом исполнен в жутко обаятельной манере мрачного, акустического фолка – тягучие баллады о том, как из тумана страха вдруг прорастает цветок. Пятнадцатиминутная, эпическая вещь, тезка альбома Sigur Ros, называется просто «( )» - способна заменить целое путешествие в какую-нибудь деревенскую глубинку с лаем собак вместо милицейских сирен и спившимся Хитклифом, потерявшим калошу где-то за грозовым перевалом.

Вряд ли что-то подобное выходило в этом году – полторочасовая повесть о рае, терпящем одно стихийное бедствие за другим впечатляет посильнее, чем рассказы об одноглазых девочках авторства Florence and the Machine – одной из самых популярных артисток, работающих в этом жанре. Конечно же, хочется, чтобы этот ребенок-индиго никогда не засыпал, но альбом кончается призывом к нашему человеколюбию – невозможно так долго мучить воображение бедного дитя.

Turbo Fruits – Echo Kid
2009 – Fat Possum

Be Your Own Pet – исключительная во многих отношениях группа. Это, пожалуй, самый бесстыдный и безумно сыгранный гаражный поп-панк, который существует на Земле. Группу на момент записи ее первого альбома составляли подростки, которым было еще меньше, чем Аврил Лавин на заре карьеры. «Представляешь, их барабанщику всего 14 лет!» - говорила мне знакомая, которая кроме BYOP, наверное, вообще ничего не слушала.

Музыка у них была такая, что никогда не поверишь, будто эти ребята могут одряхлеть. В том, что они минуют пубертатный период верилось еще меньше, чем в случае с тем мальчуганом, который играл Гарри Поттера. Но благополучный внутриполитический климат в Канаде, питательная и доступная еда плюс неумолимое течение времени сделали свое дело. Барабанщик не просто подвырос – он поправился, возмужал и решил, что помощь вокалистки, отвечавшей за всю харизму BYOP, ему не нужна, и хотя бы один альбом можно сделать отдельно от нее. Методом такого отсечения и получился коллектив Turbo Fruits.

Еще на первых секундах трека №1 вам может показаться, что эту музыку невозможно слушать, тем более теперь, когда правами на все гаражное безумие владеет Эллисон Моссхарт, а эти ребята явно не платили ей авторские отчисления. Тем более, если верить "Саус Парку", то Канады либо не существует вовсе, либо это Тэрренс и Филипп. В случае с группой Turbo Fruits вероятен скорее второй вариант. Именно так вели бы себя на музыкальной сцене упомянутые комики, по крайней мере песня с дурацким названием «Want Some More» не оставляет воображению никакого другого образа.

Но лучше поверьте – этот альбом можно дослушать даже до середины. Особенно если вы запишете его на плеер и специально купите скейтборд (можно просто таскать подмышкой). Сертифицированное безумие – в меру непричесанное и абсолютно безопасное – способно подарить полчаса безмятежного веселья, да такого, что можно даже попробовать зайцем в метро протиснуться под «Mama mad cos I fried my brain», например. А призрак очаровательной Джемины Пирл – вокалистки BYOP все же бродит где-то там – между перерывами в доли секунд, пока одна сумасшедшая вещь сменяет другую. Даже намек на присутствие этой девушки стоит дорогого.

Комментарии

Читать на эту тему