CD-обзор: новинки минувшего времени
  • 10.12.09
  • 221

CD-обзор: новинки минувшего времени

Real Estate – Real Estate
2009 – Woodsist
MySpace

Эти внезапные люди из Нью-Джерси сначала наиграли несколько треков, раскидывая их тут и там по сети Интернет, словно наживку. Затем, будто сооружая скромную лачугу на побережье, неторопливо собрали эти и иные песни, и укромно завернули в обложку лонг-плея, который стал тезкой коллектива – «Real Estate».

Едва слышный сонный ритм, будто подслеповатый Жак Ив Кусто провожает сквозь неочищенный перелив гитары в мир, тщательно сбереженный, восстановленный по осколкам аквариума, слепленный самой дешевой изолентой. Неловко теперь все это разлеплять и делить на слагаемые, разглядывать в каком-то кусочке стекла клок бороды Beach Boys или Grateful Dead, манжет рубашки кого-то из Yo La Tengo, обрывки старых аудиопленок с пляжей Калифорнии, где разомлевшие от сладкого вина и приторного солнцепека люди в шортах, не настраивая гитары, бренчали что-то, чему потом дали имя "серф-рок". Тем более, Real Estate от этого не будет ни жарко, ни холодно: они сейчас искусно балансируют на волне популярности лоу-фая, которому даже придумали имя – chill-wave; но делают они это вслепую, не просчитывая стратегию и даже не смазывая водные лыжи воском, или чем там их принято смазывать.

Talk Normal – Sugarland
2009 – Rare Book Room
MySpace

Сколько бы вы ни пытались убить своих идолов, новые и новые рождаются, выползают из самой хтони, как проржавевшие остовы домов Бруклина. Раннее утро промокает холодным воздухом сохнущие на балконе простыни многодетных семей, а редкие отцы заводят в ванных электробритвы, стрекот которых свирепо служит домочадцам заместо будильника.

Звуки хмурого, окруженного домами-стенами утра, неумолимый бег в лабиринтах города, скрипы тормозов, хрип отказавшей коробки передач, стук зубных протезов о стенки стакана с физраствором, жужжание дешевого блендера, прокуренное утреннее приветствие – все это перечеркивает традиционные понятия о мелодии, о гармонии, о музыке и навязывает лишь один образ: ежедневной, педантичной, острозубой мясорбуки мегаполиса. Все это безумие - целиком сваленное, небрежно пошинкованное на отдельные треки - найдете в пластинке бруклинского дуэта Talk Normal.

Дородная Лидия Ланч работает тут за ангела и беса – своим критичным взглядом повидавшей виды мегеры наблюдает сразу с четырех плеч этих молодых и шумных. Именно ее группу Teenage Jesus & Jerks барабанщик-мальчик и гитарист-девочка записали себе в прародители. Весь безумный No New York на альбоме поднимается из-под земли, как город-призрак, и дороги там такие скользкие и темные, что даже если вы будете упорствовать и цепляться за стены – поскользнетесь и полетите кубарем, обязательно очнувшись в каком-нибудь кишащем крысами контейнере.

Savoir Adore – In the Wooded Forest
2009 – Cantora
MySpace

Больше таких нигде и не делают – только, прости господи, в том же Бруклине, который пару лет назад стало неприлично упоминать в качестве места, откуда все ваши любимые музыканты есть пошли. Молодой сказочный дуэт Savoir Adore принял это к сведению, и вот, выпустил альбом, в названии которого географическое пространство очерчено с идеальной тактичностью – «In the wooded forest».

И правду сказать – первый же трек с альбома рисует трогательную картину, будто сказочный лесной народец удовольствия ради колотит по стволам деревьев игрушечными топорами. Такой он – современный психоделический рок.

В то время как коллеги Savoir Adore (тоже бруклинцы) из Gang Gang Dance, прострачивая сквозь тусклую материю разноцветный серпантин, вдыхают новую жизнь в легенду о Городе, то наши герои теми же методами мастерят отдельный эскапистский мирок, в котором даже распоследний гнусный злодей стекся бы патокой.

Они записываются на одном лейбле с чудаками из MGMT и сами такие же – с легкостью работают в масляном диско («Merp»), искрят всполохами цветастой психоделии, почти как Flaming Lips, а переливчатый, один из другого выпархивающий вокал заставляет припомнить чудотворных канадцев Broken Social Scene.

Atlas Sound – Logos
2009 – Kranky/4AD
MySpace

Это сайд-проект вокалиста группы Deerhunter Бредфорда Кокса. Было бы здорово ограничиться только этим предложением, потому что тут как раз тот случай, когда музыка предугадает и исковеркает все сказанные о ней слова. Тем более, что музыкант пользуется опасным оружием – он не готовит лирику заранее, как хлопотливый клерк укладывает себе в контейнер офисный обед, а просто выплескивает поток сознания прямо во время записи.

Мечтательная, протяжная музыка, которую пишет Кокс, за одну песню тысячу раз выворачивает себя наружу, как будто у него с тысячи изнанок, а не как у всех людей – одна, да и то, львиную долю которой занимают кишки. Нет, эту музыку определенно делал человек без кишок, какой-то эльф с полиэтиленовыми крыльями, будто бы взращенный заботливой сироткой у городской свалки. Однажды этот эльф отыскал в горе мусора старый двухдековый магнитофон, намотал на кулак пленку и как-то вдруг стал записывать на нее хрипы окружавшей его катастрофы.

Океанический гул, имеющий совершенно естественную природу, сопровождает музыку на альбоме – это что-то могучее и стихийное, что можно встретить только на альбомах Cocteau Twins - принимает на «Logos» какое-то оглушительное присутствие.

Альбом кажется честнее и сложнее, чем предыдущий выход Deerhunter – такому человеку, как Бредфорд Кокс, лучше всего работать в одиночку. Красота и ужас каждого трека как поезд, кромсающий спящего во время цветного сна – все болит, и это прекрасно.

Bear In Heaven – Beast Rest Four Month
2009 – Hometapes
MySpace

В 70-е краутроковыми полотнами интересовались только бородатые аутисты, готовые выйти из хижины только под страхом погибнуть в пожаре, да и то, не преминув спасти пару-тройку любимых пластинок Can или Faust, хотя более изобретательной и сложной музыки тогда не существовало. Сейчас, когда группы вроде Animal Collective протоптали дорогу из дремучего леса к софитам, любить сложносочиненные мелодии кажется занятием вполне доступным.

Поэтому неудивительно, что альбом группы Bear In Heaven получил столь высокую оценку на самых разных сайтах – от Pitchfork до отдельных блогов, где он проходит по нескольким ведомствам сразу – тут и шугейзинг, и прог-рок, и нео-психоделия.

На «Beast Rest Four Month» нет ощущения тщательно выверенной холодности, присущей Pink Floyd или другим мастодонтам прогрессивного рока, напротив – альбом, что называется, «дышит», как сказала бы рыночная торговка о домотканых трусах-боксерах. Уши не преют, борода быстрее не растет и зрение не портится.

Короткий формат треков придется вполне по плечу любителям поп-музыки, а песня «Lovesick teenagers» даже погрузит в ароматный бассейн сентиментальных воспоминаний о душещипательных подростковых комедиях, просмотренных в детстве.

Константин Строкольский

Комментарии

Читать на эту тему