Петербург-Кронштадт. Новая медиа-лаборатория
  • 19.11.07
  • 541

Петербург-Кронштадт. Новая медиа-лаборатория

В октябре 2007 на открытии CyberFest – фестиваля, посвященного истории американского движения EAT (его участники, художники Роберт Раушенберг, Билли Клувер и др., в 1960-е гг. впервые обратились к технологиям, как к выразительному средству), в Иоанновском равелине Петропавловской крепости был дан официальный старт новой медиа-лаборатории


Петербург-Кронштадт. Новая медиа-лаборатория Главное событие фестиваля – хеппининг «Неспешность» – реализован на ее базе. Участникам предлагалось надеть интерактивный костюм – шлем и видео-очки – и совершить путешествие в кибер-реальность: например, подпрыгивать, чтобы картинка в очках – заранее снятое видео, состоящее из обычных городских сцен, в которых сочетаются разные темпы движения – ускорялась, или потрясти головой, чтобы «переключиться» с одной программы на другую. Идея проста, и главное – все работает: датчик улавливает движения человека в шлеме и, при помощи беспроводной связи, передает сигналы в компьютер, программа их обрабатывает и соответственно модифицирует готовое видео. Для создания таких проектов, как объяснили ее организаторы, и предназначена медиа-лаборатория.
Петербург-Кронштадт. Новая медиа-лаборатория

Силы, реализовавшие лабораторию, разбросаны по разным частям света: медиахудожник и куратор Анна Франц живет в Нью-Йорке, программист – в Бангладеш, Марина Колдобская (директор ГЦСИ) – в Петербурге, веб-мастер Сергей Тетерин – в Перми, а сама лаборатория находится в Кронштадте, в двухэтажном здании, в парке, недалеко от Морского собора. Здесь ее курируют питерские медиа-художники Анна Колосова и Владимир Смирнов-Лило. Лаборатория станет рабочей базой для художников, реализующих свои проекты в рамках резидентской программы питерского Центра Современного Искусства (ГЦСИ). Раньше резиденты из Петербурга, Австралии и Швеции забирались на закрытые заводские зоны, в заброшенные дома, на свалки, гуляли по дамбе, фотографировали, снимали видео, собирали местные раритеты, устраивали танцевальные перформансы и видео-показы. Сейчас они продолжают всем этим заниматься, только теперь у них появились дополнительные опции. Резиденция оснастилась инструментами для создания медиаскульптур и медиасред, например, таких как вышеописанные шлем и очки. Техническая база включает мощную видеостанцию и компьютерную сенсорную систему – сеть универсальных датчиков, способных реагировать на различные импульсы: на звук, на свет, на движение, на прикосновение. Есть проекторы, цифровой мультиметр, оборудование для беспроводной связи и много чего еще.

Петербург-Кронштадт. Новая медиа-лабораторияВ сети лаборатория представлена своим блогом в ЖЖ community.livejournal.com/cyland_ru и сайтом www.cyland.ru, интересной частью которого, видимо, будет видеоархив и прямые интернет-трансляции событий, близких кибер-арту по идеологии и методам воплощения. Пока, правда, в архиве представлены работы лишь нескольких художников (Ксении Перетрухиной, Владимира Смирнова-Лило и Владимира Логутова) и творческих групп (ЗАИБИ и Volga Drive). Перерастет ли это начинание в полноценный блог для художников и всех, кто к видео неравнодушен, пока не очень понятно. Организаторы мечтают, что в новой мастерской будут производиться высокотехнологичные проекты – виртуальные медиа-среды, роботы и прочие медиа-игрушки. Такой вот оммаж 1960-ым.

Интересно ли медиа-искусство сегодня? Все-таки, мессадж подобных работ, созданных в наши дни, уже не читается как новаторство, скорее он звучит так: «смотрите, что умели делать в эпоху расцвета видеорта!», а медиа-среды интересны в большей степени как аттракцион или иллюстрация, например, книги Маршалла Маклюэна «Понимание медиа», написанной, дай бог памяти, в начале 60-ых. В контексте же сегодняшних творческих поисков все это воспринимается как-то музейно. В первую очередь, сами художники понимают, что кибер-арт – это история (не зря же им в Про Арте лекции читают), и им не интересно. А многие и сами прошли этот этап, пусть и не на таком технологически высоком уровне. Кроме того, для большинства русских художников, на мой взгляд, гораздо важнее пережить нечто на идейном уровне, нежели найти своей идее технически сложное, дорогое воплощение.

Tuttajul
Ноябрь 2007


Петербург-Кронштадт. Новая медиа-лаборатория

Петербург-Кронштадт. Новая медиа-лаборатория



Читайте также в журнале BE-IN:
Электро-Механика-2007 в кинотеатре «Прибой»

Комментарии

Читать на эту тему