Элегия / Elegy
  • 24.09.08
  • 898

Элегия / Elegy

Элегия / Elegy. Режиссёр Изабель Койшет. Рецензия на фильмРежиссёр: Изабель Койшет Сценарист: Николас Мейер, Филип Рот В ролях: Пенелопа Крус, Бен Кингсли, Деннис Хоппер, Питер Сарсгаард, Патришиа Кларксон, Соня Беннетт, Дебора Хэрри, Мишель Харрисон, Чила Хорсдал Производство: США, 2008 Жанр: драма



Профессор литературы, преподаватель Колумбийского университета и радиоведущий передачи о важных людях науки и искусства Дэвид Кепеш (Бен Кингсли) ведёт беспечную жизнь одинокого самца, прикрываясь изысканными теориями о свободе и честности. В своё время он с восторгом воспринял лозунги сексуальной революции, оставил жену и сына во имя независимости, лёгких отношений и отсутствия обязательств, теперь ни о чём не жалеет, и, несмотря на возраст, полон сил.

В течение долгих лет он, сам себе завидуя, преподносит студенткам уроки не только в колледже, но и в постели. Однажды среди юных учениц Кепеша оказывается кубинская красавица Консуэла (Пенелопа Крус – лет на десять старше героини, но всё же), и тут в сознании Кепеша всё разом переворачивается. Сам он поясняет вспыхнувшую любовь так: «Мы говорили о Кафке и Гойе, но больше всего я хотел её трахнуть».

Элегия / Elegy. Режиссёр Изабель Койшет. Рецензия на фильм



«Элегия» – перенесённое на экран произведение Филиппа Рота «Умирающее животное», адаптированное Николасом Мейером. Последний однажды уже писал сценарий для депрессивного, из рук вон нескладного фильма «Запятнанная репутация», очень по-своему ориентируясь на один из лучших романов Рота «Людское клеймо». На этот раз дело обстоит лучше, но ненамного. Тема медленного умирания и переосмысления жизни в этом контексте отслеживается режиссёром Изабель Койшет с невиданным упорством.

Однако, если «Моя жизнь без меня» и «Тайная жизнь слов» – трогательные драматичные ленты о переоценке ценностей перед лицом надвигающейся смерти, то «Элегия» – распадающаяся на части попытка описать красивыми словами инфантильные, по сути, поступки героев, чувство которых висит под знаком вопроса. Для справки: элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью и посвящённое преимущественно любовным мотивам. Изабель Койшет смещает акценты так, что под элегией подразумевается довольно плоское, безрадостное приключение с примесью тотальной одержимости и полным набором стандартных условностей.

В то время как в классическом понимании, роман – это история на двоих, Кепеш каждодневно пересказывает все подробности своих отношений с Консуэлой старому другу (Деннис Хоппер) и время от времени занимается сексом с давней знакомой, тоже студенткой в прошлом (Патриция Кларксон), которая подозревает неладное, обнаружив чужой тампон в районе кровати. Фильмом вообще достаточно навязчиво пропагандируется идея о том, что в мужском мире нет места верности. Все мужчины изменяют, даже если страстно любят, как Дэвид, или преданы семье, как когда-то им оставленный сын. Одни изменяют, даже если не уходят от жены, боясь повторить ошибки родителей, другие смело разрывают старые отношения, третьи, как герой Хоппера, делают это из спортивного интереса, так толком и не узнав за всю жизнь, что за человек та женщина, с которой прожил долгие годы. Всё бы ничего и допустимо, только при чём тут элегия?

Музыка Сати, вино и разговоры о сущем выдают явную претензию на как минимум артхаусное кино, но, увы, «Элегия» – скорее, псевдоинтеллектуальная возня, жалобная и мрачная, а главное – лишённая жизни. Кажется, Пенелопе Крус пришлось очень постараться, чтобы не выдать свой темперамент, а Бен Кингсли и вовсе напоминает сфинкса с деревянным лицом. И в этом, а вовсе не в страшной операции Консуэлы, есть подлинная трагедия картины.

Нина Асташкина

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама