Фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день"
  • 07.10.08
  • 1012

Фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день"

Юрьев день. Режиссёр Кирилл Серебренников. Рецензия на фильмРежиссёр: Кирилл Серебренников
Сценарист: Юрий Арабов
В ролях: Ксения Раппопорт, Роман Шмаков, Евгения Кузнецова, Сергей Сосновский, Андрей Смирнов
Производство: Россия, 2008
Жанр: драма


Знаменитая на весь мир оперная дива со значимым именем Любовь (Ксения Раппопорт) приезжает в заснеженный город Юрьев из «ностальгических соображений» перед тем, как навсегда покинуть Родину. Ее сопровождает двадцатилетний сын (Шмаков), крайне неприятный юноша – нигилист. Пока мать вдыхает воздух русской глубинки и любуется памятниками архитектуры, чадо бесследно исчезает, не оставив намека на направление, в котором его следует искать. И с этого момента начинается невообразимое...

Драма с примесью сюрреализма? Мистический триллер? Метафорично изложенная притча? Пока критики гадают, создатель «Юрьева дня» Кирилл Серебренников, ни капли не сомневаясь в успехе, подсказывает: «Этот фильм про что-то еще» и добавляет: «Возможно, эта картина для нашего зрителя будет трудновата».

Хождение и превращение в народ (кафкианское, практически, превращение, с изменением паука на грязных чудищ), растянутое на два с лишним часа экранного времени – это действительно выше всяких сил, и, уж точно, ни под один из жанров не подпадает.

Юрьев день. Режиссёр Кирилл Серебренников. Рецензия на фильм
Удивительно, что заданный в русле духоподъемной драмы с целью показать исконно русское, людей, «продолжающих сохранять в душе Бога» (по словам режиссера), новый фильм Кирилла Серебренникова, культурного во всех смыслах человека, оказывается не просто беспросветной чернухой, но невообразимой пошлостью. В поисках сына героиня забывает, кто она есть на самом деле, и решает навсегда остаться в городе детства. На умопомешательство это непохоже, но как еще назвать жажду певицы ознакомиться и практически слиться с бытом зэков-туберкулезников (до крайности театральная сцена), после выпитой самогонки на морозе горланить с надрывом арию, чтобы затем хрипеть половину фильма и самопожертвование… во имя чего, хотелось бы спросить?

Юрьев день. Режиссёр Кирилл Серебренников. Рецензия на фильм
Поначалу Ксения Раппопорт играет из рук вон плохо, будто не понимая, в чем ее задача и что она тут делает. Затем, будто очнувшись, она показывает некоторые грани своего таланта, но картину это не спасает.

«Юрьев день» распадается на большие неотшлифованные фрагменты (сознательно разделенные черной завесой), единое целое из которых не складывается. Вроде бы и оператор постарался: дрожащая камера (модное и заезженное в последнее десятилетие явление) уместна в фильме как никогда, и оконные рамы не без намека аккуратно превращаются в крест. Однако, увы, фильм выглядит не гротеском, как на это указывают некоторые критики, а скорее – пластмассовым и карикатурно-фальшивым сюжетом. Заключительные кадры, когда мы видим лицо героини, поющей в православном хоре среди просветленных женщин, волосы которых выкрашены рыжим оттенком «Интимный сурик» – крайне неудачная ирония автора. Даже если здесь и замешаны мистика и гиперреализм, в чем совершенно не хочется разбираться, они оказывается второсортными, как и вышеупомянутая краска для волос.

Нина Асташкина

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама