Юрьев день. «Чужие» Юрия Грымова
  • 25.10.08
  • 603

Юрьев день. «Чужие» Юрия Грымова

Юрий Грымов. Фильм Чужие

На экраны кинотеатров выходит новый фильм порядком подзабытого клипмейкера и режиссера. Снятый в США.


Чужие / «Strangers»
Режиссер: Юрий Грымов
Оператор: Андрей Каторженко
В ролях: Скарлетт МакАлистер, Марк Адам, Кэтлин Гати, Виктор Бычков, Алексей Полуян и др.
100 мин. / США, Россия, Египет, 2008 /прокат с 13.11

В былые времена почти все иностранцы, приезжавшие в Голливуд на заработки, были вынуждены менять фамилии. Американцы не собирались насиловать ни память, ни язык ради фонетических наворотов: так Фредерик Аустерлиц стал Фредом Астером, а Грета Ловиcа Густафссон — Гретой Гарбо. Ныне эта практика отменена как неполиткорректная. Так что, учитывая участившиеся потуги российских киношников на покорение Голливуда, последнему можно посочувствовать. Ибо вслед за человеком с бодро-кавалерийской фамилией Бекмамбетов на калифорнийские хлеба поспешил человек с прожорливой фамилией Грымов.

Наш человек, впрочем, даже уехать на заработки на чужбину — то бишь, как говорили в старину, «продаться» — не может без фиги в кармане. Вот Бекмамбетов фильм назвал «Wanted» — мол, сильно там его, Бекмамбетова, не хватало, — а для своих перетолмачил название как «Особо опасен», и тоже не без умысла, и тоже про себя. Грымов же вовсе не мудрствовал — назвал «Чужие». Тем более что фильм, выражаясь лоснящимся языком пресс-релизов, сделан «о столкновении культур»: про миссию американских врачей в «горячей точке» на Востоке. Приехали — и не знают, стоит ли здесь насаждать свои ценности. Так ли уж они универсальны? Начинают понимать, что любой чужак — чудовище, и все острей ощущают себя чужаками, и все более явно превращаются в чудовищ. Вот еще одна грымовская фига — его уже не упрекнешь, что снимает по чужим лекалам и в чужой эстетике, а не экспортирует в Голливуд нашу посконную. Он же честно предупредил — и названием, и сюжетом: доехал нормально зпт чувствую себя чужим тчк. Чтобы не стать чудовищем — мимикрировал под местный устав. Возражений, пожалуй, и нет. Те, что были, Грымовым сняты. И то сказать: фильмы он снимает неровно, но возражения — безукоризненно. Те, кто родом из 90-х и помнят Грымова как дизайнера-бузотера, автора фильма со столь же, как и ныне, «говорящим» названием «Муму», будут удивлены. Грымов признавался мне как-то, что наступление нового века (календарного и настоящего — они совпали) с терактами и новым политическим курсом круто изменило его сознание и отношение к творчеству. Да и седина в знаменитую бороду тоже свое дело сделала.

Так что вместо кислотных изысков Грымов теперь радеет о насущном и проблемном. И «Чужие» были замыслены как новый шаг на этом поприще. А вот насколько он окажется удачным — надо посмотреть. Ибо название грымовского «Казуса Кукоцкого» тоже подчас казалось «говорящим».

Слова: Алексей Гусев

Этот и другие материалы читайте в новом номере журнала Театральный Петербург (№ 159, первая половина ноября 2008)

Читайте также в журнале BE-IN:
Фильм Кирилла Серебренникова "Юрьев день"
Все умрут, а я останусь. Фильм Валерии Гай-Германики
Прочисть мозги / Free Rainer. Фильм Ханса Вайнгартнера

Комментарии

Читать на эту тему