16 фестиваль главной отечественной театральной премии "Золотая Маска" пройдет в Москве с 27 марта по 15 апреля 2010 года. Но уже в феврале-марте в рамках проекта состоятся премьеры Мариинки и начнется внеконкурсная программа "Маска плюс", демонстрирующая разнонаправленность современного театра
Среди объявленных номинантов московской публике хорошо известны главные театральные события прошлого сезона: «Улисс» Евгения Каменьковича, «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса и «Троил и Крессида» Римаса Туминаса.
Сочный, красочный, но все же неровный спектакль «Рассказы Шукшина» «нового гуманиста» Херманиса выдвинули сразу на шесть номинаций. Это неудивительно: режиссер— лауреат уже нескольких престижных театральных премий. Латвиец по происхождению, он, однако, понятен мировому зрителю в силу общедоступности решаемых им на сцене человеческих проблем. В «Рассказах Шукшина» режиссер задействует сразу двух фаворитов публики и критики (Чулпан Хаматову и Евгения Миронова), сочетает минимализм и хай-тек, вносит оживление огламуренными деревенскими костюмами и яркими декорациями. Незадолго до постановки вся труппа побывала на родине Шукшина, в атайском селе Сростки. Это бы пошло на пользу спектаклю, если бы не желание заретушировать, отшлифовать малейшие нюансы простого повествования.
|
«Улисс» Каменьковича — спектакль тоже неоднозначный, но удивительный в силу своего размаха и амбициозности. Невозможность вместить главное шестисотстраничное произведение модернизма в рамки театрального спектакля не помешала режиссеру заострить внимание на самых значимых порой пропускаемых читателем моментах. Спектакль вбирает в себя все возможные жанры и манеры исполнения. Перед нами один день из жизни и совместной прогулки Стивена Дедала (Юрий Буторин) и Леопольда Блума (Анатолий Горячев) по Дублину, рассказанный на стыке языков символизма, иррационализма, абсурда и прерванных на полуслове эпизодов. Переводчик Улисса Сергей Хоружий, консультировавший актеров, обозначил желание режиссера «проникнуть в болевые точки вещей». Что-что, а болевые точки «Улисса» Каменькович и его труппа уловили как никто другой.
Интересна своей провокативностью и премьера театра им.Вахтангова. «Троил и Крессида» — одно из самых сложных произведений Шекспира, удачно преобразованное Римасом Туминасом из трагедии в издевку современного контекста. Юмор и аллегоричные образы, пластика героев-карликов и бутафория декораций от известного литовского режиссера, превратившегося в худрука московского академического театра.
|
Из Петербурга приезжает спектакль «Ксения. История любви» Валерия Фокина, излагающий видение жизни любимой утешительницы всех женщин северной столицы, блаженной Ксении. Святая не читает проповедей, она скорее нездорова психически, а судьба сталкивает ее с целой вереницей типажных героев и безумием мира.
|
В номинации «эксперимент» участвует ставший уже общим местом спектакль «Жизнь удалась» основателя "Театра.doc" Михаила Угарова. Павел Пряжко написал пьесу, «бросающую вызов театру и режиссеру», которую основоположник «новой драмы» поставил на сцене и сделал успешной. Это история первой любви, поделенной на троих, однако жизнь людей протекает на уровне рефлексов в силу ограниченности их мышления, эмоционального, словарного и жизненного запаса. Животные инстинкты организма, нецензурная лексика (сегодня в театральных постановках этим уже никого не удивишь) и отсутствие реакций — вот чем неосознанно, автоматически наполняют свою жизнь герои.
|
По пьесе Павла Пряжко поставлен еще один любопытный спектакль, участвующий в конкурсе. Это «Третья смена» Филиппа Григорьяна, в котором задействованы актеры "Театра.doc" Донатас Грудович и Александра Ребенок. Мат здесь покрывает косноязычие и шаблонное мышление героев — подростков детского лагеря. По сути это правда жизни, по жанру — развенчанный миф о светлой поре детства.
Настоящим же экспериментом, пока еще мало изученным, становится существо в белых одеждах, дивным горловым пением оформляющее тексты Хармса. Это спектакль «Старухы» Павлова-Андреевича со Степанидой Борисовой — актрисой запредельных, космических возможностей, закутанной словно куколка бабочки.
Еще нельзя не упомянуть балет Аллы Сигаловой «Бедная Лиза» на музыку Леонида Десятникова, где Хаматова дебютирует как танцовщица, а солист Большого театра Андрей Меркурьев - в качестве драматического актера; спектакль с участием десяти пожилых актеров, рассаженных по стульям в ряд и по очереди вспоминающих молодость «Я думаю о Вас» Дидье Руиса; шаманский «Под вечным светом Кумалана» театра «Ульгэр» из Улан-Уде, где куклы и актеры соседствуют с духами; оперу «Один день Ивана Денисовича» пермского оперного театра, где за основу либретто режиссер Исаакян берет подлинный текст Солженицына, а на музыку Александра Чайковского положен даже лагерный словарь.
Радует, наконец, тот факт, что за право лучших в этом году с москвичами будут бороться не менее достойные представители театральных площадок из Кирова, Омска, Екатеринбурга, Перми и других городов. Результаты будут объявлены 16 апреля 2010, на церемонии вручения призов в Московском Гостином дворе.
Комментарии