Жанр: аудиовидеоинсталляция.
Режиссер: Иван Вырыпаев
В ролях: Алексей Филимонов, Каролина Грушка
Пьеса Ивана Вырыпаева про «кислород», понимаемый как тотальная метафора любви и смысла, была поставлена в московском Театре.doc в 2002 году. Спектакль стал, наверное, главным событием молодой и дерзкой отечественной «новой драмы». Спустя 7 лет постановка превратилась в снятый за приличные деньги фильм, по сути - страшно красочный и неимоверно бестолковый видеоклип на час пятнадцать (щадящая длительность – главное достоинство этого в целом курьезного произведения)
Аллегорический «сюжет» о любви романтического гопника из города Серпухова, убившего ради такого случая постылую жену лопатой, к рыжеволосой столичной красавице, рассказывают у микрофона бодрым речитативом два актера (и героев, и чтецов играют Алексей Филимонов и польская артистка Каролина Грушка соответственно). В десяти музыкально-драматических номерах десять библейских заповедей помещены в современный, так сказать, контекст. Попутно обсуждаются разные не менее интересные вещи: исламский терроризм, конопля, героин, питерские грибы, «смертельные русские продукты» (водка с пельменями) и так далее.
Под стать богатству текста – дикое буйство цветов, звуков и технических способов высказывания. Киносъемка, видеосъемка, съемка на мобильный телефон. Документальные кадры с 11 сентября и православными хоругвеносцами. Рисованная анимация, пластилиновая анимация, флэш-анимация. Титры, полиэкран, просто черный экран. Влюбленные герои скачут по Парижу и Риму, попадают на Луну, валяются на лугу, парят под водой. Треки Олега Кострова чередуются с композициями Fun-da-Mental и Markscheider Kunst. Методика «вырви-глаз» в духе уездного костромского постмодерна невероятно утомляет, разряжают ситуацию отдельные смешные моменты: вроде вставного ролика про вышеупомянутые грибы-псилоцибы.
Вырыпаевский «Кислород» в виде печатного текста отлично, на одном дыхании, читался, а на сцене был и остроумным, и провокативным, и действительно злободневным. Обретя избыточный визуальный ряд, эта «вещь в себе» заодно заразилась всеми хроническими болезнями нашего «с-понтом-дело-модного» кинематографа: вторичностью, невнятностью, необоснованной претензией, фатальным неумением сделать простое и сильное кино. Более всего «Кислород» смахивает даже не на заполошный видео-арт, а на реализованную в виде метров пленки запись в ЖЖ среднего «высоко духовного» блоггера: некая невразумительная «креативность», бледным слоем размазанная по монитору. Только в данном случае вместо монитора – киноэкран.
Фильм идёт в кинотеатре Аврора
Читайте также в журнале BE-IN:
"Бруно" - новый фильм Саши Барона Коэна
Лошадка
Невозможность гармонии
Комментарии