Музыка для сентября, vol.1
  • 09.09.09
  • 559

Музыка для сентября, vol.1

Три главных альбома начала осени: Скарлетт Йоханссон и Пит Йорн; Mew; The xx

Pete Yorn & Scarlett Johansson - Break Up 2009 - Atco/Rhino

Музыка для сентября, vol.1

После музыкального дебюта Anywhere I Lay My Head, на котором прекрасная Скарлетт Йохансон мягким толокном своего стеснительного голоса отдает дань лирике Тома Уэйтса и музыке Cocteau Twins, сложно было предполагать, что у нее окажется в запасе еще один цветок сердца на растерзание критикам. У нее и не оказалось. Второй альбом она записала в сотрудничестве с сонграйтером из Нью-Джерси по имени Пит Йорн. И диск уже совсем другой – там ни шепота, ни робкого дыханья – одно лукаво крадущееся и вдруг пускающееся в грустный пляс плутовство. И если первый альбом Скарлетт готовила, видимо, держа в голове образ своей героини «Трудностей перевода», то «Break Up» будто бы исполнен девушкой из «Вики, Кристина, Барселона».

Новость о том, что Скарлетт Йохансон выпустила свежий сингл Relator и, более того, готовит к выходу очередной альбом в сотрудничестве с каким-то хмурым черноволосым гитаристом вызвала у всех почти одинаковую реакцию: «Что, что это за патлатый тип там, рядом с божеством?». А, между прочим, Пит Йорн не абы кто. Он прославился уже в 2000 году, написав песню к фильму с Джимом Керри «Я, снова я и Ирен».

Музыка для сентября, vol.1

Трудолюбивый фолк-рокер тридцати пяти лет настрогал до совместной работы со Скарлетт пять альбомов и подписал контракт с мейджором Columbia. Что дал ему этот опыт, можно со всей глубиной почувствовать, например, в песне Search Your Heart с альбома Break Up, где он, наплевав на всех, завывает «yeah-yeah-yeah-yeah!». Альбом не зря выходит осенью – под унылую пору он пригодится многим истомленным светлой печалью душам. Как жалобная песня гадкого утенка, тщетно желающего прорваться под облака, звучит песня I Am The Cosmos - и беспощадно-хмурый свод сентябрьского неба будет великолепным арбитром этой меланхолии. Все то немногое, что может доставить американский фолк-рок, альбом доставляет, плюс, в качестве бесценного бонуса, бархатистый? с мучительной хрипотцой голос Скарлетт – ничто не может лучше дополнить согретой кружкой какао осенний выходной в то полуденное время, когда нет желания кому-то звонить, а те, кому хочется, отвечают длинными гудками.

Mew – No More Stories Are Told Today… 2009 - Columbia/Evil Office

Музыка для сентября, vol.1

В процветающей Дании вот уже двенадцать лет безропотно грустят четыре молодых человека. Когда рабочие страны отправляются в путь, чтобы улучшить показатели индустриально-аграрного производства, музыканты Mew, кажется, только укладываются спать, лениво падая, кто у посудомоечной машины, озаренной восходящим солнцем кухни; кто уходит в дрему, погрузив в полную воды ванну руку с недокуренной сигаретой; кто валится прямо в прихожей, вернувшись с мечтательной ночной прогулки по тихим чистым улицам небольшого городка Хеллеруп. И в этом неряшливом, но крепком сне их воображение ласкают целые флотилии причудливо раскрашенных образов. И вот, проснувшись вечером, они, словно это вопрос жизни и смерти, немедленно тянут руки к инструментам и полусонными мазками облекают эти впечатления в музыку. Разделывать под подобные сюжеты последний, пятый по счету, альбом Mew – занятие очень искусительное, ведь его заглавие отрекается от какой-либо ответственности за порожденные пластинкой образы. Вы никогда не видели прежде столь изобретательного имени, по крайней мере, для лонг-плея в жанре «альтернативный рок».

No More Stories / Are Told Today / I'm Sorry / They Washed Away / No More Stories / The World Is Grey / I'm Tired / Let's Wash Away – полное название альбома.

Музыка для сентября, vol.1

Его продюсером выступил американский человек по имени Рич Кости – тот самый, что работал над звуком дебютника Glasvegas и последнего по времени диска Interpol. Поклонники My Bloody Valentine и Pet Shop Boys смешали рецепты, унаследованные от своих кумиров, и приготовили изящный поп-альбом, который можно и нужно слушать, если есть желание прослыть мечтательным, не рискуя навсегда получить клеймо странного нелюдима. От резкого, рубящего трека Introducing Palace Players, который враз обманывает ожидания очередного классически скучного инди-рок-выхода, до эпического Cartoons and Macreme Wounds, напоминающего о последнем альбоме Death Cab For Cutie, к финальным Reprise и Sometimes Life Ain’t Easy, которые заставляют взгрустнуть о невозможности группы «Фредди Меркьюри и Оркестр», альбом как бы говорит нам – послушать меня, это все равно, что побывать за день в нескольких странах, освободить птичку из клетки, взобраться на гору, простудиться на берегу залива и застрять в лифте по пути на смотровую площадку, с которой будет виден целый мир. Так что если вы планировали позабавить себя еще какими-то впечатлениями, то лучше не надо – ложитесь спать.

The xx – The xx 2009 – Young Turks

Музыка для сентября, vol.1

Группе The xx неприметное название не помешало мгновенно снискать всеобщую любовь. Напротив – оно даже поспособствовало этому. Два крестика будто перечеркивают всякую возможную этикетку, которую второпях могли бы навесить на группу, и вдруг оказывается, что безымянная музыка звучит откровеннее, таинственнее и интимнее, чем если бы у нее был паспорт, прописка и ФИО. Группа играет минималистичный инди-поп, как принято говорить, «с оглядкой». Рука не поднимается записать их в чьи-то там клоны, тем более, имена безусловных предтечей всплывают из лиги не самых популярных в 80-90-е артистов карманного пост-панка, таких, как Young Marble Giants или Beat Happening. Сами xx, помимо YMG, просят винить в своем творчестве карикатурных новых романтиков Japan и силиконовый синти-поп Glass Candy. И чтобы никто не высказал удивления им в лицо, старательно избегают медийного внимания - в сети едва ли найдется две-три их фотографии, тем более что поисковик упрямо не желает понимать, что означают эти два крестика.

Музыка для сентября, vol.1

Юные лондонцы, кажется, придумали новую формулу для артистов пост-панка. Их ждет оглушительная популярность, но сами они никогда не будут играть на стадионах, их концерты трудно представить даже в крупных клубах – это музыка запертых квартир, на которых шторы висят в три ряда, и обитатели которых еженощно устраивают друг перед другом полные странностей и недомолвок костюмированные представления в духе мрачного театра буто.

The xx играют почти удушливый и одновременно свежий дрим-поп, как будто дождь за окном непостижимо проникает сквозь запертые створки. Ритм-секция в каждой песне почти такая же безжизненная и легкая, как капли мороси по козырьку дома, и из боязни выйти наружу, стоишь у стекла и пытаешься уследить за полетом каждого неприметного кусочка воды. К словам музыканты относятся с каким-то стеснением, пропевая их полушепотом – слушатель является нечаянным свидетелем незапланированного личного диалога, не видя его участников – девичий и мужской голос так плавно возникают из эха друг друга, что невозможно сказать, где начинается один и кончается другой. Слушать пластинку следует много, и обязательно от первой и до последней песни – тут нет одинаковых номеров, как не бывает двух одинаковых капель дождя, каждую провожаешь с грустью. Все, что нам нужно о них знать, мы можем придумать сами, когда будем слушать хрупкие, недолговечные песни на этом 34-минутном лонг-плее. Слушать, и надеяться, что эти молодые люди никогда не сменят название и не появятся на обложке NME.


Комментарии

Читать на эту тему