«Ветер, качающий вереск» Кена Лоуча
  • 07.10.06
  • 565

«Ветер, качающий вереск» Кена Лоуча

Кен Лоуч, фильм «Ветер, качающий вереск», рецензия

Строгий и величественный рассказ о борьбе Ирландии за независимость в 20-е годы. «Ветер, качающий вереск» - очередной фильм классика британского социального кино Кена Лоуча, взявший каннское «золото» текущего года.




Кен Лоуч, фильм «Ветер, качающий вереск», рецензия1920 год, Ирландия. Английские колониальные войска ведут себя омерзительнее кровавых псов Буша-младшего в нынешнем Ираке. Зреют гроздья народного гнева. Молодой хорошенький врач Дэмиен (Силлиан Мерфи) в раздумьях, ехать ему в Лондон за лучшей долей или остаться с родиной. Увидев, как британские солдафоны избивают на вокзале машиниста, он вступает в Ирландскую Республиканскую Армию – и по сей день существующую организацию с богатой историей.

В боевом подполье, плечом к плечу с братом Тедди, Дэмиен бросает гранаты в машины с оружием, казнит подлых врагов и мечтает о свободной Ирландии. Попутно ему приходится познавать диалектику борьбы: подставлять под удар близких, бросать товарищей в тюрьме (потому что иначе убьют сразу всех) и стрелять в голову предателю – щуплому неграмотному мальчишке, с которым герой рос в одной деревне.


Кен Лоуч, фильм «Ветер, качающий вереск», рецензияНо вот мирный договор подписан, Ирландия обзавелась собственным правительством, и большинство вчерашних партизан надели аккуратную форму и фактически заменили англичан. Непримиримые, с Дэмиеном во главе, не захотели смириться с тем, что капиталисты с церковниками присвоили политую кровью победу, под мудрым художественным руководством господ из Лондона. В этом месте из антибританской агитки фильм «Ветер, качающий вереск» превращается в рассказ о верности и свободе, в горестную аллегорию, которая по определению брезгует изящными пируэтами или «психологической достоверностью». Поэтому, какого-нибудь нервного эстета, наверно, покоробит финальное противостояние родных братьев и то, как прямолинейно, недрогнувшей рукой, режиссёр в финале эту ситуацию разрешает.

70-летний Кен Лоуч – человек, каждой картиной доказывающий, что так называемое серьёзное высказывание в игровом кино очень даже возможно. Впрочем, не он один. Есть Ханеке с дивным, изощрённым, порой свирепым ниспровергательством. Фон Триер с его притчами убийственной силы. И так далее, вплоть до пошлого политического гран-гиньоля мистера О. Стоуна. У Лоуча простой, даже скупой, киноязык честно совпадает с мировоззрением: сила угнетённых в борьбе, мир устроен неправильно, эксплуататора надо наказать, все люди однажды станут братьями.


Кен Лоуч, фильм «Ветер, качающий вереск», рецензияЧёткие убеждения позволяют Лоучу как-то никак не относиться к тому факту, что его фильмы очень любят и поощряют в утомлённых звёздной пылью Каннах. Например, в 1995 году картину «Земля и свобода», о гражданской войне в Испании, обвесили призами почти до неприличной для этого безусловного шедевра степени. Так что «Золотая пальмовая ветвь» этого года уж точно не выглядит неожиданно.

В русских рецензиях о фильме «Ветер, качающий вереск» часто пишут, что, видите ли, картинка и монтаж там банальные, и вообще фильм для каннского лауреата очень так себе. Причём пишут это те же самые люди, которые, не краснея, аплодировали Ивану Дыховичному и Дуне Смирновой. По-моему, «картинка» вполне бы устроила учителей Лоуча – режиссёров чешской «новой волны» 60-х. А что до монтажа, то у Кена Лоуча, монтаж, как всегда, несуетливый, мощный, всецело «политический», вполне по Эйзенштейну.

| Можно, конечно, придраться к некоторой плакатности героев. Или порадоваться тому обстоятельству, что это уже вторая за сезон встреча артиста Мерфи с ИРА (в «Завтраке на Плутоне» Нила Джордана он играет положительно-прекрасного трансвестита, встрявшего в террористический замес). Признаться, мне лично «Ветер, качающий вереск» Лоуча нравится меньше, чем бесконечно прекрасный его фильм «Хлеб и розы» или новелла про отмороженных футбольных фанатов в киноальманахе «Билеты». И всё же скажу, что последний пламенный опус Кена Лоуча держит до последнего кадра. И подразумеваемый колокол звучит по каждому.


Alt. Ussery 10.07.2006

Комментарии

Читать на эту тему