Catch the Look. Урок 2. При свете солнца
  • 02.10.12
  • 1099

Catch the Look. Урок 2. При свете солнца

Что такое фотоаппарат? Сухая теория гласит: фотоаппарат – это средство получения изображения при помощи света. Так что если вы увидите, как знакомый фотограф морщит нос и тихо приговаривает «свет плохой», знайте, он не кокетничает

Что же такое «хороший» свет? Точного определения «хорошего света», как и «хорошего человека», нет. Да и быть не может, ведь свет бывает разный – естественный и полученный от осветительных приборов, жёсткий и мягкий. «Хорошим» фотографы называют тот свет, что позволяет им осуществить задуманное. В проекте Catch the look мы ещё не раз будем возвращаться к этой теме, а сегодня начнём с самого знакомого, доступного и самого непредсказуемого типа освещения – естественного, подаренного нам природой.

Catch_the_look. Уроки фотографииФото: Inho Ko. Серия "Time to hunt" для be-in.ru

Солнце – самый мощный осветительный прибор, из всех, что находятся в распоряжении фотографов. Мощный свет, который даёт солнце, прорисовывает мельчайшие детали: волосы моделей блестят, веснушки играют, джинсы выглядят фактурно, складки – нежно. Правда, управлять этим светом фотографы не могут, так же как синоптики не могут управлять погодой. Впрочем, если методом собственных проб и ошибок изучить все «повадки» солнечного света, то он, как и белая стена, вполне может превратиться в лучшего друга. Итак, несколько правил, о которых следует помнить при работе при естественном освещении.

Правило первое: чёткое и детальное планирование – половина успеха при съёмке на улице. Дневной свет может быть разным, поэтому время и место съёмки нужно выбирать не только с учётом прогноза погоды, но и с учётом задуманного сюжета.

Правило второе: свет должен хорошо прорисовывать то, что вы хотите показать (если, конечно, вы не задумали обрисовать силуэт так называемым контровым светом; об этом мы поговорим в следующих уроках). Если какие-то детали при этом "уходят в тень" или слегка "пересвечиваются", не пытайтесь их спасти.


Инхо Ко
Фотограф

На иллюстрации, приведенной выше, Инхо сознательно не стал увлекаться небом и облаками, оставив их слегка "пересвеченными", и обратил всё фотографическое внимание на лица самих моделей. Благодаря такому подходу ему удалось детально проработать не только лица, волосы и кожу моделей, но и фактуру их одежды и даже белую шкуру лошади.

Правило третье: не давайте солнцу стать «главным героем» снимка. Старайтесь держать солнце за пределами кадра.

Для того, чтобы не ошибаться с экспозицией, привыкайте "прикидывать" её по смысловой части кадра. Обратите внимание, что смысловая часть не всегда совпадает с центральной. Если вы приучите себя выделять главное, пренебрегая второстепенным, слова "я хотел..., но света было слишком..." навсегда останутся в вашем фотографическом прошлом.

Чтобы научиться работать со светом "на глазок", придётся потратить время и разобраться с настройками фотоаппарата, но это стоит того. Вскоре вы легко научитесь вводить необходимые экспозиционные поправки, использовать возможности режима HDR, чтобы расширить динамический диапазон снимка, включать опции «ультрацвет», если вдруг стало пасмурно, и «приглушённый цвет», когда нужно, чтобы изображение получось "помягче".

Подсказка № 1: чтобы получить яркий цвет и высокий контраст, ориентируйтесь на дневное время и ясную погоду или переменную облачность (небольшие белые облака на синем небе).

Подсказка № 2: красивые золотистые оттенки получаются ближе к вечеру. Обратите внимание, что это время длится очень недолго: солнце садится быстро и освещение меняется каждую минуту. Готовьтесь заранее, думать будет некогда.

Catch_the_lookФото: Inho Ko. Проект "Теплая осень".

Подсказка № 3: «мягкое» по яркости и контрасту изображение получается в те дни, когда небо полностью затянуто облаками, но не дождевыми. Сплошные дымчатые облака работают как большой «софтбокс» (устройство, позволяющее создавать «рассеянный» свет в студии).

Подсказка № 4: если вы чувствуете, что не угадали со временем или местом, обязательно используйте технические возможности камеры Pentax K-01 и записывайте все снимки в режиме RAW. Это позволит сохранить максимум визуальной информации. Конечно, ваши фотографии будут и «весить» гораздо больше, чем если бы они были записаны в привычном jpg, и требовать дополнительной обработки, но зато съёмка будет спасена почти наверняка.

А теперь ещё одно "вечное" домашнее задание: начните собирать коллекцию приглянувшихся вам мест. Всегда держите при себе камеру и фотографируйте любимые места при каждом удобном случае: в разное время суток и в разную погоду. Обратите внимание, что для полноты информации на тестовых снимках должны быть как чёрная, так и белая точки.

Уроки фотографии. Урок второй. Дневной свет.
Фото: Inho Ko. Серия "Time to hunt" для be-in.ru

Чем объёмнее будет становиться каталог "ваших" мест, тем чаще ваши задумки будут воплощаться в жизнь. А чем чаще вы будете возвращаться к одним и тем же местам, тем больше фантасмагорических идей будет появляться на горизонте. И кто знает, возможно и вам однажды придёт в голову какой-нибудь неожиданный проект, вроде "синтетической" по свету серии, которую сняли фотографы Мерт и Маркус для сентябрьского номера Vogue Paris, обратившись к бесхитростному, казалось бы, месту в бесхитростное, казалось бы, время.

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама