Фестиваль "Film Noir. Другая сторона Голливуда"

Фестиваль "Film Noir. Другая сторона Голливуда"

17 - 27 февраля

Кинотеатр «Родина»

Фестиваль посвящен самому эстетскому направлению в истории мирового кино – film noir («фильм нуар»)

Чем так интересен фестиваль? Фильм нуар отвечает всем страстям синефила:
- детективная интрига;
- «круто закрученный» сюжет на основе лучших американских детективов;
- преступления и наказания, аферы и возмездия. «Хеппи-энд», возможно, и будет, но какова его цена?
- герои, в чьих жизнях сила рока неотвратима, как в античной трагедии;
- самые сексуальные и опасные роковые женщины;
- изысканный визуальный ряд;
- в главных ролях самые мужественные актеры Голливуда - Хамфри Богарт, Кирк Дуглас, Джек Николсон - и самые притягательные актрисы - Мэрилин Монро, Рита Хейворт и Фэй Данауэй.

Фестиваль откроется фильмом «САНСЕТ БУЛЬВАР». Картина Билли Уайлдера, который всем знаком по фильму «В джазе только девушки» – одна из самых ярких и ироничных историй о Голливуде и звездах немого кино. В программе фестиваля также «Мальтийский Сокол» - первый «черный» фильм; «Асфальтовые джунгли» - одна из первых ролей Мэрилин Монро в большом кино; «Китайский квартал» - фильм знаменитого режиссера Романа Полански; «Убийство» Стэнли Кубрика - почти документально зафиксированная история преступления и другие фильмы.

Первые картины в жанре нуар (film noir) появились в Америке в начале Второй мировой войны. Этот жанр отражал напряженную атмосферу в обществе – следствие нестабильности жизни военной и послевоенной поры. Сюжеты, темы и персонажи кинематографический нуар унаследовал от «черных детективов» Дэшила Хэммета и Раймонда Чэндлера, выходивших в межвоенные десятилетия огромными тиражами, и гангстерских фильмов 1930-х годов, отличаясь от них, тем не менее, по стилю и по образам. Визуальные приемы и мотивы привнесли немецкие экспрессионисты - режиссеры и операторы, бежавшие в 30-е годы от нацизма из Австрии и Германии в Америку.

Фильмы, создаваемые в новом стиле, к середине 1940-х годов становятся очень популярными. Жесткие истории с детективной интригой, брутальные мужчины с мрачным прошлым и роковые женщины (femmes fatales), ослепительно красивые и несущие смерть, приходятся по вкусу послевоенной публике. Визуальное совершенство нуаров - контрастное освещение, необычное построение кадра, неожиданные ракурсы, резкие монтажные соединения – завораживает и по сей день. Фоном для стремительно разворачивающихся любовных страстей служат городские джунгли – казино и полицейские участки, сомнительного вида отели, кафе и рестораны. Словно туго сжатая пружина раскручиваются отношения между главным героем и коварной, таинственной красавицей. Рискованная игра, затеянная героинями, приводит к гибельной развязке, а в финале звучат не победные фанфары, а полицейская сирена или звуки выстрелов.

С конца 1950-х годов это направление переживает упадок и возрождается в 1970-е годы. Лишенные иллюзий герои, безжалостные и уязвимые, вернулись на большой экран; только теперь за место под солнцем начали бороться энергичные, умные, независимые и невероятно соблазнительные женщины, нарушающие все социальные нормы. Но главным в нео-нуарах остается стиль, а точнее – тончайшая стилизация ушедшего времени.

«МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ» (The Maltese Falcon, 1941) – блестящий дебют Джона Хьюстона, будущего лауреата премии «Оскар» и обладателя международных кинонаград. Его первая режиссерская работа положила начало жанру фильмов нуар в кинематографе. Для Хамфри Богарта роль частного детектива Сэма Спейда стала «звездным билетом».

 Film Noir

После выхода на экраны фильма Чарльза Видора «ГИЛЬДА» (Gilda, 1946) за актрисой Ритой Хейворт закрепилось звание голливудской богини. Роль роскошной красавицы сделала актрису секс-идолом американских зрителей. Муж Гильды - владелец казино - использует ее откровенную сексуальность для реализации собственных планов. Спустя два года Рита Хейворт вновь блеснула в роли femme fatale в нуаре «Леди из Шанхая», снятом ее мужем - режиссером Орсоном Уэллсом.

 Film Noir

«ИЗ ПРОШЛОГО» (Out of the Past, 1947) – один из самых совершенных образцов нуара, полное собрание его жанровых мотивов и приемов. Режиссер Жак Турнёр подарил Роберту Митчуму его первую звездную роль – роль бывшего частного сыщика Джеффа Бэйли, пытающегося скрыться от своего прошлого, которое его все-таки настигает. На роль гангстера Вита Стерлинга, хищного и безжалостного противника главного героя, режиссер пригласил Кирка Дугласа (Kirk Douglas) - будущую звезду фильмов Стэнли Кубрика.

 Film Noir

Историю, рассказанную в нуаре «АСФАЛЬТОВЫЕ ДЖУНГЛИ» (The Asphalt Jungle, 1950), режиссер Джон Хьюстон и сценарист Бен Мэддоу называли «образцом неуклюжих человеческих усилий». Вышедший из тюрьмы медвежатник Эрвин «Док» Риденшнайдер (Сэм Джаффе) разрабатывает блестящий план ограбления ювелирного магазина и собирает команду отличных профессионалов. Но тщательно собранную конструкцию с самого начала начинает разрушать безжалостный рок. Фильм стал пропуском в большое кино для юной Мэрилин Монро, сыгравшей роль Анжелы Финлей, любовницы прожженного адвоката Эммериха.

 Film Noir

«САНСЕТ БУЛЬВАР» (Sunset Boulevard,1950) – один из величайших фильмов о Голливуде и триумф актрисы Глории Свенсон. Главный герой - журналист Джо Гиллис (Уильям Холден) - жаждет признания и славы. Его новая знакомая, звезда немого кино Норма Десмонд (Глория Свенсон), грезит о возвращении в кино. Прельстившись гонораром за сценарий, молодой человек остается жить в некогда роскошном особняке актрисы, напоминающем могильный склеп. На роли второго плана режиссер Билли Уайлдер пригласил кинозвезд прошлого – Сесила Блаунта де Милля, Бастера Китона и Эрика фон Штрогейма.

 Film Noir

«ЦЕЛУЙ МЕНЯ НАСМЕРТЬ» (Kiss Me Deadly, 1955) - шестая работа в кинокарьере Роберта Олдрича (Robert Aldrich). Этот фильм многие критики называли последним нуаром и одной из самых удачных экранизаций детективов Микки Спилейна (Mickey Spillane). Ночная встреча с босой незнакомкой (Клорис Личмэн/Cloris Leachman) втягивает Майка Хаммера (Ральф Микер/Ralph Meeker) в смертельный водоворот событий, сохраняющих интригу до самого конца фильма.

Третий полнометражный художественный фильм Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick) - «УБИЙСТВО» (The Killing, 1956) – подтвердил неординарность его таланта. Рассказ-головоломка двигается во времени то вперед, то назад, раскрывая характеры персонажей. Джонни (Стерлинг Хайден), задумавший с помощью нескольких компаньонов сорвать куш в два миллиона долларов, уверен, что у него все под контролем. Сюжетную конструкцию кубриковского нуара Квентин Тарантино использовал в «Бешеных псах» (Reservoir Dogs, 1992) и «Криминальном чтиве» (Pulp Fiction, 1994).

 Film Noir

В «КИТАЙСКОМ КВАРТАЛЕ» (Chinatown, 1974) Роман Полански мастерски рассказывает зловещую историю из жизни Лос Анжелеса 1930-х годов. Первые работы Полански, сделанные еще в Польше, сразу привлекли внимание специалистов кино. Безупречное владение детективной интригой, виртуозная работа с освещением и камерой, ироничные диалоги и нетривиальные герои позволили критикам поставить молодого режиссера в один ряд с Альфредом Хичкоком и мастерами нуара. «Китайский квартал» стал последним фильмом, снятым Полански в США. В 1978 году он был вынужден покинуть страну из-за сексуального скандала, связанного с несовершеннолетней девушкой.

 Film Noir

Закроет фестивальную программу фильм-нуар 1990-х годов. Нео-нуар «ДЬЯВОЛ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ» (Devil in a Blue Dress, 1995) содержит все обязательные элементы нуара классического: частный детектив, настойчивый в своих устремлениях, подозрительная и невероятно притягательная героиня, вероломные клиенты, жестокие полицейские и глубокая мрачная тайна, окрашивающая сюжет в темные, ужасающие тона. Но режиссер Карл Франклин иронически переосмысливает жанровые каноны.

 Film Noir


Программа фестиваля:

17 февраля, четверг
«САНСЕТ БУЛЬВАР» (Sunset Boulevard)
Билли Уайлдер (Billy Wilder) / США / 1950 / 110’00’’
В ролях: Глория Свенсон (Gloria Swanson), Уильям Холден (William Holden), Эрик фон Штрогейм (Erich Von Stroheim), Сесил Блаунт де Милль (Cecil B. DeMille), Бастер Китон (Buster Keaton)

18 февраля, пятница
«МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ» (The Maltese Falcon)
Джон Хьюстон (John Huston) / США / 1941 / 101’00’’
В ролях: Хамфри Богарт (Humphrey Bogart), Мэри Астор (Mary Astor), Питер Лорре (Peter Lorre), Сидней Гринстрит (Sydney Greenstreet), Джером Коуэн (Jerome Cowan)

19 февраля, суббота
«ЦЕЛУЙ МЕНЯ НАСМЕРТЬ» (Kiss Me Deadly)
Роберт Олдрич (Robert Aldrich) / США / 1955 / 104’00’’
В ролях: Ральф Микер (Ralph Meeker), Клорис Личмэн (Cloris Leachman), Джек Илэм (Jack Elam), Уэсли Эдди (Wesley Addy)

20 февраля, воскресенье
«ГИЛЬДА» (Gilda)
Чарльз Видор (Charles Vidor) / США / 1946 / 120’00’’
В ролях: Рита Хейворт (Rita Hayworth), Гленн Форд (Glenn Ford), Джордж Макреди (George Macready), Стивен Джирэй (Steven Geray)

23 февраля, среда
«ИЗ ПРОШЛОГО» (Out of the Past)
Жак Турнёр (Jacques Tourneur) / США / 1947 / 97’00’’
В ролях: Роберт Митчум (Robert Mitchum), Кирк Дуглас (Kirk Douglas), Джейн Грир (Jane Greer), Ронда Флеминг (Rhonda Fleming)

24 февраля, четверг
«АСФАЛЬТОВЫЕ ДЖУНГЛИ» (The Asphalt Jungle)
Джон Хьюстон (John Huston) / США / 1950 / 112’00’’
В ролях: Мэрилин Монро (Marilyn Monroe), Стерлинг Хайден (Sterling Hayden), Сэм Джэфф (Sam Jaffe), Луис Катерн (Louis Calhern), Энтони Карузо (Anthony Caruso), Джемс Уитмор (James Whitmore)

25 февраля, пятница
«УБИЙСТВО» (The Killing)
Стенли Кубрик (Stanley Kubrick) / США / 1956 / 85’00’’
В ролях: Стерлинг Хайден (Sterling Hayden), Винс Эдвардс (Vince Edwards), Мари Виндзор (Marie Windsor), Элиша Кук (Elisha Cook)

26 февраля, суббота
«КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ» (Chinatown)
Роман Поланский (Roman Polanski) / США / 1974 / 130’00’’
В ролях: Джек Николсон (Jack Nicholson), Фэй Данауэй (Faye Dunaway), Джон Хьюстон, Роман Поланский, Дайан Лэдд (Diane Ladd), Бёрт Янг (Burt Young)

27 февраля, воскресенье
«ДЬЯВОЛ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ» (Devil in a Blue Dress)
Карл Франклин (Carl Franklin) / США / 1995 / 102’00’’
В ролях: Дензел Вашингтон (Denzel Washington), Дон Чидл (Don Cheadle), Том Сайзмор (Tom Sizemore), Дженнифер Билз (Jennifer Beals), Мори Чайкин (Maury Chaykin)

 Film Noir

Комментарии