Суримоно. Поэтическое поздравление

Суримоно. Поэтическое поздравление

с 13.03 по 1.09

Государственный Эрмитаж

Название суримоно объединяет гравюры, изданные ограниченным тиражом по частному заказу не для продажи, а в качестве подарка друзьям

Гравюры поступили в Лабораторию научной реставрации графики из фондов Отдела Востока Государственного Эрмитажа в 2008 году, и в начале 2011 года реставрация была завершена. Из 36 отреставрированных ксилографий в экспозицию вошли 16 работ.

Суримоно Поэтическое поздравление

В буквальном переводе с японского языка слово "суримоно" означает "напечатанная вещь", по сути гравюра, однако применять его принято лишь к весьма ограниченному кругу ксилографий. Название суримоно объединяет гравюры, изданные ограниченным тиражом по частному заказу не для продажи, а в качестве подарка друзьям.

Как правило, заказчиками выступали члены поэтических клубов, широко распространившихся в эпоху Эдо (1603-1868), поэтому композиция суримоно включала не только изображение, но и наличие одного-трех стихотворений, авторами которых были сами заказчики-поэты. Изображение на суримоно служило либо прямой иллюстрацией, либо художественной метафорой к пятистрочному стихотворению, которое также было представлено на гравюрах. Поводом к созданию суримоно мог быть юбилей одного из поэтов, годовщина основания клуба, памятный концерт, но чаще всего гравюры заказывали к Новому году. Именно поэтому в стихах упоминаются обычаи, предметы и явления, имеющие отношение к началу весны, а значит, к наступлению Нового года по лунному календарю.

В отличие от массовой продукции, суримоно издавали на качественной бумаге, с применением дорогих красителей и сложных техник тиснения, серебрения и золочения. К сожалению, оригинальные оттиски гравюр сохранились в единичных экземплярах. Во многих музейных коллекциях Европы и Америки хранятся копии суримоно, выполненные японскими издателями в 1890-е годы для продажи на экспорт. Ксилографии, отреставрированные в Лаборатории научной реставрации графики, относятся к переизданным тиражам конца XIX века.

Куратор выставки – Анна Васильевна Савельева, научный сотрудник Отдела востока Государственного Эрмитажа.

Комментарии