«От Ледового побоища до Первой Мировой»

«От Ледового побоища до Первой Мировой»

с 28.03 по 15.04

Галерея "Веллум"

Галерея «Веллум» проводит в ЦДХ исторический выставочный проект «От Ледового побоища до Первой Мировой»

Выставка «От Ледового побоища до Первой Мировой» объединяет около 40 редких исторических произведений, батальных полотен, театральных эскизов к историческим постановкам. Среди художников, работы которых будут представлены: Павел Корин, Александр Бубнов, Михаил Нестеров, Петр Петровичев, Франц Рубо, Иван Владимиров, Александра Коновалова, Федор Федоровский, художники студии им. Грекова.

Не случайно 2012 год объявлен «Годом российской истории». Множество славных исторических событий отмечены в этом году юбилеями и круглыми датами: 400 лет ополчению Минина и Пожарского, 200 лет Первой Отечественной войне. А ещё в апреле 2012 года исполняется 770 лет победы в легендарном «Ледовом побоище» на Чудском озере (1242), когда объединённые русские дружины под руководством князя Александра нанесли решающее поражение захватчикам из Ливонского ордена, – сражение, ставшее символом непобедимости русского оружия. Это событие, как и все последующие ключевые битвы русского воинства, вплоть до последнего успеха русского оружия – знаменитого «Брусиловского прорыва» (1916) – нашли свое отражение в творчестве выдающихся русских мастеров живописи.

В собрании галереи «Веллум» находится редчайший этюд к великой картине Павла Корина «Александр Невский» (само полотно находится в постоянной экспозиции ГТГ). Показ широкой публике этой работы, ранее нигде не экспонировавшейся, - само по себе событие историко-культурного значения, особенно в контексте данной исторической даты. Арт-директор галереи «Веллум», искусствовед Любовь Агафонова, так описывает историю создания самого, наверное, известного триптиха П.Корина: «В 1942 году Комитет по делам искусств предложил Корину написать картину, чтобы образ великих предков вдохновлял советских солдат и офицеров. Всё своё знание о духовной красоте и качествах русского человека он вложил в свой триптих «Александр Невский». Сила воздействия созданного образа оказалась такова, что репродукции Александра Невского украшали фронтовые землянки и фронтовые газеты. А огромная копия картины, сделанная группой бойцов, штурмовавших Великий Новгород, была установлена у въезда в город».

Не менее значимы работы ещё одного выдающегося советского мастера – Александра Павловича Бубнова, известного всему миру как автора эпохального полотна «Утро на Куликовом поле», этюды к которому можно будет увидеть на выставке. Бубнов, как и Корин – продолжатель эстетического идеала «В поисках Руси», в котором визуализируются мифологические константы русских исторических персонажей. Если в предвоенные годы и годы Великой Отечественной художники обращались к теме патриотизма, чаще всего персонифицируя его через образы древних защитников русской Земли, то послевоенное время предстаёт перед ними более поэтизированным. В частности, Александр Бубнов создаёт целую живописную сюиту на тему пушкинской «Песни о Вещем Олеге»; несколько картин из этой серии будут представлены на выставке.

Среди экспонатов выставки – исторические работы мастера «опоэтизированного реализма» Михаила Нестерова (так он сам называл свой стиль); произведения Фёдора Федоровского, много лет прослужившего главным художником в Большом театре; работы баталистов из Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

Завершают экспозицию работы признанных мастеров батальных сцен первой половины XX века  – «Сдача в плен турецких солдат под Эрзерумом» Ивана Владимирова и «Казаки в Галиции. Перед Брусиловским прорывом» Франца Рубо (автора росписей «Бородинской панорамы»). На их полотнах изображены победоносные события Первой Мировой войны – последней в истории русского императорского оружия.

img26631.jpg

Комментарии