Николай Васильев Tape Art

Николай Васильев Tape Art

8 - 22 апреля

Музей современного искусства Эрарта

Эрарта Mixed Media представляет проект Николая Васильева Tape art

Серия ярких детских портретов, выполненных скотчем, периодически мелькающих на многочисленных групповых выставках, впервые предстает во всем своем блеске и нищете. Чумазые, неприветливые, ухмыляющиеся дети в растянутых майках вбежали в музейные залы прямо с улицы – это типизированные портреты юных обитателей Пулковского шоссе, в народе именуемого «кладбищем супермаркетов». Просторы Пулковских пустырей, скупо застроенные одноэтажными бараками продуктовых моллов, мимо которых ветер проносит пестрые обрывки рекламных газет, стали игровым полигоном диковинного народца, которому в ближайшем будущем предстоит поделиться на футбольных хулиганов, панков, гангста-рэперов и в кровь передраться друг с другом. Пока же они неприветливо улыбаются зрителям. Срок жизни картин из скотча всего три года, а в уличной среде, где подсмотрел эту технику художник, скотч-граффити живут и того меньше. Эти портреты ожидают необратимые изменения: они будут рассыпаться, расползаться или скукоживаться по мере того, как герои этих работ будут подрастать.

Николай Васильев Tape Art

Петербургский художник Николай Васильев занимается искусством tape art с 2007 года. Его работы, выполненные цветным канцелярским скотчем, были показаны на различных выставках в России и за рубежом. На выставке в музее современного искусства Эрарта представлена серия работ, объединенная темой детства: художника волнуют вопросы будущего, чрезмерного массового потребления и ксенофобии.

Скотч – один из ярчайших символов рубежа веков: доступное, популярное, универсальное средство, применимое во всех житейских нуждах. В картинах пленка прозрачна, что позволяет видеть последовательность движений, многослойность, изменения цвета. Скотч консервирует кратковременную информацию о художнике: сохраняет его дыхание, отпечатки пальцев, мелкие частицы окружающего воздуха – атмосфера творчества «консервируется» в транспарентных слоях полипропилена. Хотя, конечно, речь не только о материале и технике исполнения – для художника, безусловно, важнее визуальная составляющая: цвет, сюжет, композиция, эмоциональный заряд.

Мастерская художника находится на южной окраине Петербурга, в районе близ «кладбища супермаркетов», в абсурдной и устрашающей бесконечной череде мега-моллов всех торговых брендов, существующих в городе. Вблизи аэропорта и автомагистралей московского и балтийского направлений, с нескончаемым трафиком мигрантов, фур, покупателей и работников – там, где всеобщей смысловой точкой сборки является торговый центр.

Два чуждых мира – поток мигрантов и поток глянцевой рекламы – сталкиваются в скотчевых коллажах Николая Васильева. Аллохтонные массы приезжих, бездомных в чуждой среде – и подчеркнуто статусная атрибутика: дорогой мобильный телефон и Coca-Cola как символ западного благополучия. Спартанские потребности: быстрорастворимая лапша и пюре, батон, докторская колбаса, репчатый лук. Аборигены, старухи, дачники, дети. И – «моющий пылесос, экологический, компактный, с фильтром, электронная книга с трёхстами произведениями, с вай-фай, андроидом и аккумулятором 3100 ампер-часов, заряжающимся от ю-эс-би и возможностью использовать карту памяти до 32 гигабайт! Полуфабрикаты, пекарня, доставка, упаковка, дополнительные баллы, «Скидки!», «Три по цене двух», «Второй бесплатно», «Детская площадка», «Внимание, Акция». Многослойность работ – и многослойность смысла, передающего драматические коллизии современного мегаполиса.

А. Боровский

Детские портреты художника Николая Васильева несут различную социальную окраску. Еще начиная с романов Чарльза Диккенса и речей лорда Шефтсбери в 1830-х и 1840-х годах, ребенок стал фигурировать как жертва социальной несправедливости и как символ надежды на лучшее будущее. Мир детства так и остается до сих пор неразгаданной вселенной, несмотря на бесчисленные попытки ее познать.

В детских портретах Николай Васильев создал яркие человеческие характеры «маленьких людей», ощутивших себя полноправными участниками жизни. В работах художника отражена жизнь уличных подростков, юных соблазнительниц, детей «под кайфом»,  жизнь подрастающего поколения вообще. Автор как бы ведет диалог со своими персонажами, затрагивает злободневные проблемы – одиночество, ранимость, наркоманию...

А.Булах

Комментарии