Сергей Чиликов. Избранное

Сергей Чиликов. Избранное

с 21.04 по 24.05

Галерея «ФотоДепартамент»

К выходу в России книги Сергея Чиликова «Избранные работы 1978 –» и после персональной экспозиции в галерее Photographer.ru (Москва) галерея ФотоДепартамент представляет выставку Сергея Чиликова «Избранное»

Осенью 2011 года в голландском издательском доме Schilt Publishing вышла первая книга Сергея Чиликова. За книгой последовал ряд интервью с фотографом в международной прессе и статей о его творчестве, а также ряд зарубежных выставок.

На выставке будет представлено около тридцати цветных и черно-белых работ автора, которого называют «фотографом среди философов и философом среди фотографов». Действительно, одна из проблем восприятия творчества Сергея Чиликова в том, что он не поддается редукции до существующих канонов: его работы ведут напряженный диалог и противоречат друг другу. В случае Чиликова мы имеем насыщенный, даже перенасыщенный изобразительный язык, требующий не упрощения до известных контекстов - но осмысления “с нуля”. Книга и выставка как раз предлагают новое, комплексное прочтение его творчества.

Работы Сергея Чиликова являются формально постановочными. Западные аналоги Чиликова - Джефф Уолл (Jeff Wall) и Филипп-Лорка ДиКорсиа (Philipp-Lorca diCorcia). Визуально они мало что имеют с Чиликовым общего, но они тоже выражают концентрированные эмоции и тревогу через тщательно сконструированную банальность и “незначимость”. При этом про окружающую реальность они говорят больше, чем самая отчаянная репортерская правда.

Характерным для Чиликова приемом является использование реальных персонажей (и предметов) в реальной среде и обстоятельствах. Нереальны только их отношения: они режиссируются автором.

Книгу «Избранные работы 1978 -» можно купить в галерее «ФотоДепартамент».

Сергей Чиликов (р. 1953, Йошкар-Ола) начал фотографировать в конце 70-х годов; тогда же он становится одним из двигателей фотографической жизни в своем регионе. Ему и группе единомышленников – весьма далеким от официальной фотографической линии того времени, – удалось не только организовать выставки и фестивали, но и установить (без компромиссов для своего творчества) взаимодействие с региональными и столичным «Фотосоюзами».

С конца 80-х гг. Чиликов много ездит по стране. Результатом становятся фотосерии, проявившие эротизм российской глубинки – тем более витальный, чем больше он контрастирует с депрессивным антуражем маленьких городков. Чиликов известен способностью в постановочной съемке одновременно и раскрепостить, и препарировать «человеческий материал». Он режиссирует кадр так, чтобы занятые исполнением этой постановки еще не вошли в данную им роль, но уже сняли собственную маску, под которой привычно прячется фотографирующийся человек; в этом честном зазоре самоконтроля их и ловит снимок. Чиликов работает с людьми, – антураж же остается нетронутым, вопиюще естественным, чуть ли не (как зачастую и герои) обнаженным.

Серии Чиликова - «Старая Самара», «Колоризмы», «Бытовой цикл» и другие - были показаны на фестивале Rencontres d'Arles, на Фотобиеннале и фестивале «Мода и стиль в фотографии», в галереях Москвы (XL, Риджина, Крокин); прошли по страницам Le Monde, La Stampa, La Republica и др.

Комментарии