Янис Ксенакис "Персефасса"

Янис Ксенакис "Персефасса"

26 Июня Вт

Музей современного искусства «Гараж»

На территории Скейтпарка в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в рамках концертной программы «Музыка вне стен» будет впервые в России исполнено произведение Яниса Ксенакиса «Персефасса» (1969)

«Персефасса» («Persephassa») – произведение, написанное в 1969 году знаменитым греко-французским композитором Янисом Ксенакисом (Iannis Xenakis) для шести исполнителей на ударных инструментах, располагающихся шестигранником вокруг публики.

Янис Ксенакис (1922–2001) – один из ведущих композиторов послевоенной Европы – известен еще и как архитектор, создавший в сотрудничестве с Ле Корбюзье ряд проектов, в том числе и знаменитый павильон концерна Phillips для Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году.
Архитектура в значительной мере определяла композиторское мышление Ксенакиса. Прежде всего это касается использования композитором так называемой «теории решетки», в рамках которой время звучания произведения рассматривается как цепь ячеек, заполняемых звуковыми событиями. Эти структуры служили Ксенакису отправной точкой для построения музыкальных форм и развития музыкального материала. Они же лежали в основе его работы с пространством и его акустическими свойствами, которые Ксенакис использовал как важнейший элемент музыкального произведения.

«Персефасса» представляет собой жесткую пространственно-временную структуру, внутри которой происходит экспозиция и дальнейшее развитие простейших звуковых событий-«зерен». Развиваясь во времени, ритмический материал, состоящий из исполняемых шестью музыкантами «зерен», превращается в сложную систему звуковых наслоений. В какой-то момент у слушателя возникает чувство звукового хаоса, который затем вновь расщепляется на простейшие элементы. Это движение от пустоты к хаосу и обратно повторяется многократно. Важным для композитора здесь является исследование адаптивности восприятия слушателя. Момент, когда развивающаяся по жестким правилам структура перестает восприниматься как таковая, является идеологическим ядром произведения.

Располагая музыкантов вокруг публики, автор внедряет в свое произведение пространственный, архитектурный аспект. Схожесть инструментария шести исполнителей, а также естественность («первичность») используемых тембров становятся основой для так называемых «путешествующих» голосов, когда отдельные музыкальные реплики, будучи воспроизведенными разными исполнителями на сходных инструментах, как бы перемещаются в пространстве.

Кроме того, расположение источников звука вокруг публики создает трехступенчатый перформативный контекст, где слушатель помещен внутрь исполнения, которое, в свою очередь, помещено в определенное пространство, непредсказуемые акустические характеристики которого, по сути, делают его седьмым исполнителем «Персефассы».

Исполнители: Андрей Винницкий, Дмитрий Власик, Андрей Дойников, Михаил Комаров, Дмитрий Селипанов, Владимир Терехов.


Вход свободный, количество мест ограничено. Сбор гостей в 20:30. Продолжительность концерта 20 мин.

 

Комментарии