"День Фелдмана". "Музыка вне стен"

"День Фелдмана". "Музыка вне стен"

26 Августа Вс

Парк Горького

В рамках концертной программы "Музыка вне стен" в летнем кинотеатре "Пионер" пройдет "День Фелдмана"

Мортон Фелдман (1926–1987) – американский композитор, ведущий представитель минимализма второй половины ХХ века, друг и единомышленник Джона Кейджа. Оригинальный узнаваемый стиль Фелдмана характеризуется медитативностью, «растянутым музыкальным временем»: многие его произведения строятся на тихих созвучиях, медленно и плавно перетекающих друг в друга. «День Фелдмана» – самая насыщенная программа, составленная из музыки композитора, когда-либо исполнявшаяся в России; по замыслу исполнителей, ее можно представить как гигантскую пьесу, составленную из нескольких опусов Фелдмана 1950–1980-х годов.

Знаменитый нью-йоркский музыкальный критик Алекс Росс как-то сказал: «Прослушать несколько поздних сочинений Мортона Фелдмана – значит обрести новое слышание и даже новое сознание». Исполнение поздних произведений композитора требует от музыкантов предельной концентрации внимания и колоссального внутреннего напряжения. Очищенная от внешних эффектов и поверхностной эмоциональности, музыка Фелдмана, тем не менее, таит в себе мощнейший сгусток энергии, именно поэтому она вызывает в слушателях очень сильные переживания.

Фелдмана часто называют «абстрактным экспрессионистом в музыке», композитор сам сравнивал свою музыку с живописью и считал звук «материалом» в буквальном смысле этого слова. Он хотел, чтобы слушатели воспринимали его произведения подобно тому, как воспринимаются работы представителей абстрактного экспрессионизма: внимание должно быть сосредоточено на «вещественности» созвучий так же, как на каплях краски, цветовых пятнах, линиях и слоях, «осязаемой» фактуре холстов Джексона Поллока. Фелдман был необычайно чуток к сочетаниям тембров своей собственной «палитры» и всегда волновался за свои творения: «Я сделался опекуном звуков в сиротском приюте, построенном по моему плану, – я чувствовал, что они не должны быть неверно интерпретированы, когда их усыновят другие».

В программу «Дня Фелдмана» входят не только произведения композитора – от раннего фортепианного дуэта «В четыре руки» 1958 года до позднего опуса «Филипу Гастону» для флейты, фортепиано/челесты и ударных, длящегося более 4 часов (1984 год, первое исполнение в России). Музыка Фелдмана будет чередоваться с чтением основополагающих текстов композитора, в которых он сформулировал свою творческую систему. Таким образом, «День Фелдмана» даст любознательному и вдумчивому слушателю возможность наиболее полно почувствовать и понять творчество одного из важнейших представителей музыкального авангарда ХХ века.

ПРОГРАММА
«ДЕНЬ ФЕЛДМАНА»

11:00 – 11:45 Мортон Фелдман. «Почему паттерны?» (1978) для флейты, фортепиано и колокольчиков

11:50 – 12:20 Мортон Фелдман. Дармштадтская лекция. Читает Ольга Манулкина

12:30 – 13:00 Мортон Фелдман. «Замок Мари» (1986) для фортепиано соло

13:15 – 14:45 Мортон Фелдман. Лекция «Франку О'Харе». Читает Ольга Манулкина

15:00 – 15:30 Мортон Фелдман. «Франку О'Харе» (1973) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и ударных

15:40 – 16:10 Джон Кейдж. «Лекция о чем-то». Читает Дмитрий Власик

16:20 – 16:30 Мортон Фелдман. «В четыре руки» (1958) для фортепиано в четыре руки

16:40 – 17:05 Мортон Фелдман «Бас-кларнет и ударные» (1981)  для бас-кларнета и ударных

17:10 – 17:30 Мортон Фелдман. Лекция «Филипу Гастону». Читает Ольга Манулкина

17:30 – 22:00 Мортон Фелдман. «Филипу Гастону» (1984) для флейты, фортепиано/челесты, вибрафона, колокольчиков, маримбы и колоколов

Исполнители: Валентин Азаренков, Иван Бушуев, Олег Ведерников, Дмитрий Власик, Владимир Горлинский, Владислав Песин, Иван Соколов, Наталия Черкасова.

Место проведения: летний кинотеатр «Пионер» в Парке Горького.

Комментарии