«Андакен Пенурат – юный принц-Панджи. Мир индонезийского театра»

«Андакен Пенурат – юный принц-Панджи. Мир индонезийского театра»

с 28.08 по 22.09

Музей декоративно-прикладного и народного искусства

В музее декоративно-прикладного искусства открывается выставка «Андакен Пенурат – юный принц-Панджи. Мир индонезийского театра»

На выставке будут представлены куклы театра теней, объёмные марионетки, маски и уникальное, а также воссозданное в XXI веке современным художником 60-ти метровое панно XVIII века из частной коллекции Тофика Рахзена (Джакарта, Индонезия). 24 сцены панно иллюстрируют путешествие юного принца-Панджи, проходящего испытания в поисках пропавшей принцессы Секар Таджи. Всего на выставке представлено более 50 произведений театрально-декорационного искусства из государственных и частных собраний России и Индонезии, в частности, из коллекций Государственного музея искусства народов Востока и Государственного академического центрального театра кукол им. С.В.Образцова.

Выставка познакомит зрителя с удивительным миром традиционного театра Индонезии, крупнейшей островной державы Юго-Восточной Азии. На Малайском архипелаге театральные представления стали одной из важнейших составляющих духовной культуры местных жителей, в первую очередь обитателей островов Ява и Бали. Именно поэтому слово ваянг известно каждому индонезийцу, им обозначают как кукол, так и само театральное действо.

На выставке экспонируются куклы теневого театра ваянг кулит и театра объемных деревянных марионеток ваянг голек с острова Ява, маски представления ваянг топенг с Восточной Явы и острова Бали. Но самое главное, зрителям предоставляется уникальная возможность увидеть живописное многометровое полотно, на котором изображены сцены из яванского сказания о похождениях юного князя – Панджи и его возлюбленной принцессы Секар Таджи. Эти картины предназначены для спектаклей театра ваянг бебер, в которых распорядитель действа даланг выступает в первую очередь как рассказчик, сопровождая свою историю показом рисованных картин, намотанных на два вертикальных шеста (бебер в индонезийском языке означает "раскручивать, разворачивать"). Аккомпанируют ему несколько музыкантов, играющих на ксилофонах, гонгах и ребабе.

В наши дни ваянг бебер – это почти исчезнувшее искусство, к возрождению которого в последние годы яванские специалисту по театру прилагают большие усилия. Сохранились лишь два набора старинных картин, которые можно датировать XVII–XVIII вв. Эти свитки считаются священными реликвиями, наделенными магической силой, и представления с их демонстрацией устраиваются лишь во время особо важных церемоний. К сожалению, состояние картин оставляет желать лучшего, поэтому в начале 2000-х годов владельцы позволили скопировать их, чтобы сберечь уникальное наследие и познакомить с ним как можно большее число людей. Одна из таких работ, выполненная по мотивам свитка из яванского округа Пачитан, и представлена на выставке. Художник, следуя за оригиналом, точно повторил композиционное построение каждого эпизода, но при этом проявил авторскую фантазию и свое видение темы в проработке деталей, декоративного оформления фона, в цветовом решении.

Цикл сказаний о Панджи приобрел большую популярность и в танцевально-драматическом представлении ваянг топенг, маски которого также демонстрируются на выставке. Интересно то, что сами актеры не говорят, так как придерживают маску зубами за кожаный язычок, прикрепленный к ней изнутри, рассказ за них ведет даланг. Исключение сделано лишь для шута, который носит полумаску и веселит публику.

 

Комментарии