Скромное обаяние цианотипии

Скромное обаяние цианотипии

с 31.10 по 14.11

Культурный центр "Пунктум"

В культурном центре "Пунктум" пройдет выставка "Скромное обаяние цианотипии" 

 Цианотипия в настоящий момент является самым распространенным видом альтернативных техник фотопечати. Изобретена она была Джоном Гершелем в 1842 году, то есть в текущем году исполняется 160 лет со дня ее изобретения. Сэр Джон Фредерик Вильям Гершель (John Frederick William Herschel, 1792-1871) — один из самых почитаемых английских ученых XIX века. Его интересы были весьма разноплановы, он проводил исследования в области физики и химии, его двухтомный труд «Очерки астрономии» сыграл важную роль в распространении астрономических знаний во всем мире. Велики заслуги Гершеля и в области фотографии — если бы не его разносторонность, он вполне бы мог изобрести фотографию на 10-20 лет раньше Дагера и Тальбота. Именно он подсказал Тальботу идею использования гипосульфита в фотографии. Эта методика была сразу же перенята Тальботом, а несколько позднее и Дагером.

Другим, может быть не менее важным, открытием Гершеля был процесс цианотипии. Ученый первым обнаружил чувствительность к свету солей железа и в июне 1842 года прочитал в Королевском обществе доклад «О действии лучей солнечного спектра на растительные красители, а также о некоторых новых фотографических процессах». С помощью цианотипии была напечатана первая в мире иллюстрированная фотографиями научная работа.
Вклад Джона Гершеля в изобретение и дальнейшее развитие фотографии огромен. Но даже если бы он не сделал ни одного открытия и изобретения в этой области, его имя все равно навсегда осталось бы в истории фотографии — именно он обогатил человеческую речь такими словами, как «Фотография», «Негатив», «Позитив» и «Снимок» («Snapshot»).

Для своих цианотипий Гершель покрывал бумагу растворами хлорида железа (или лимоннокислого аммиачного железа) и красной кровяной соли. После экспозиции, покрытой светочувствительным раствором бумаги, на солнечном свету он получал темно-синее негативное изображение, т.е. засвеченные участки становились темно-синими, а незасвеченные — светлыми пропорционально количеству полученного света.

Как и при традиционной черно-белой печати, цианотипия позволяет получить и жесткое контрастное изображение, и мягкое, с нежными светлыми полутонами. Процесс очень пластичный и простой. Он может быть изменен и доработан творческим воображением самого фотографа. Из преимуществ процесса — возможность наносить изображение на самые разнообразные поверхности, а также — что немаловажно — одностадийность процесса — после экспозиции фотоматериала нужно только промыть его водой и просушить. Сочетание изображения с фактурой придает фотографии новое звучание, а особенности этого ручного процесса печати делают каждый отпечаток неповторимым.

Комментарии