Вальдемар Маттис-Тойч. Искусство света

Вальдемар Маттис-Тойч. Искусство света

с 20.12 по 19.01

Мультимедиа Арт Музей (МАММ)

В ММАМ открывается выставка Вальдемара Маттис-Тойча "Искусство света"

Персональной выставкой художника Вальдемара Маттис-Тойча МАММ открывает программу трехлетнего сотрудничества с Венгерским Культурным Центром, в рамках которой планируется проведение выставок знаменитых фотографов и художников венгерского происхождения — Роберта Капы, Андре Кертеша, Ласло Мохой-Надя и других.

Вальдемар Маттис-Тойч (р. 1950) — известный венгерский художник, выходец из одной из самых известных артистических династий Венгрии (его дедом был Янош Маттис-Тойч (1884-1960), знаменитый художник-модернист, скульптор и график).

В ХХ веке диапазон средств, которые может использовать художник для создания произведения, многократно расширился. Венгерский художник Вальдемар Маттис-Тойч освоил за годы многолетней работы различные традиционные медиа: живопись, графику, скульптуру. Он ловко экспериментировал с формой, пройдя все этапы увлечения абстрактным и концептуальным искусством. И в поисках максимально «объективного» средства обратился, в конце концов, к голографии — методу, впервые предложенному венгерским ученым Дэннисом Габором в 1947 (за это изобретение он получил Нобелевскую премию по физике в 1971 году).

Маттис-Тойч работает с неуловимым, едва ли постижимым для человеческого разума материалом — фотонами, световыми квантами, создавая световые скульптуры. Свет (точнее электромагнитная волна) становится для Маттиса-Тойча главным изобразительным средством: он играет с ним, укрощает его, и зритель видит трехмерные контуры реальных вещей. При помощи голографии художник превращает световые фантазии и данный нам только в ощущениях свет в полноценные световые пространства, а мимолетно проскользнувшие в сознании образы он закрепляет в статичной скульптурной форме, которую нельзя осязать, но можно разглядеть со всех сторон. Маттис-Тойч с каждой скульптурой словно выигрывает у вечности очередную партию, являя нам невидимое, умудряясь приручить самое быстрое, что есть в мире — свет, и открыть его красоту в статике объекта.

Предтечей голографии было кинетическое искусство, появившееся в середине ХХ века и декларировавшее поиск новых средств и материалов. Это, в свою очередь, продолжение и развитие конструктивистской идеи об использовании художником технологичных и промышленных материалов. Современное искусство часто использует достижения науки, и работы художников нередко напоминают экспериментальные разработки ученых. Так и лазер, который сначала казался узкопрофильным достижением физики, сегодня стал одним из художественных методов.

До 1995 года Вальдемар Маттис-Тойч занимался традиционной живописью, но затем сменил кисть на лазерный луч, окончил курсы по голографии и уже через год открыл собственную голографическую лабораторию. В 1999 году художник сделал первую цифровую голограмму. Персональные выставки проходили в Нью-Йорке (1990-1991), Будапеште (2000), Баденвайлере (2001), Дьёре (2001), Бухаресте.

Комментарии