Стэн Дуглас. "Киностудия середины века"

Стэн Дуглас. "Киностудия середины века"

с 6.03 по 2.04

ЦВЗ "Манеж"

В рамках биеннале "Мода и стиль в фотографии" в "Манеже" пройдет выставка канадского фотографа Стэна Дугласа "Киностудия середины века"

Эта выставка является частью масштабного проекта Стэна Дугласа, посвященного истории фотожурналистики в Северной Америке послевоенного периода. Автор выступает в роли вымышленного анонимного фотографа, создателя снимков, сделанных предположительно в период между 1945 и 1951 гг. Для этого Дуглас воссоздал настоящую студию середины XX века, использовал подлинное оборудование того времени, пригласил профессиональных актеров. В тщательно продуманных постановочных черно-белых фотографиях достоверно отражен антураж прошлой эпохи, заключенный в криминальных репортажах с мест событий, экзотических экспонатах, моде, вечеринках, азартных играх и технических новинках.

Альтер-эго Дугласа середины века во многом обязано образу легендарного фотографа Артура Феллига, также известного как Уиджи (1899-1968). Самоучка Уиджи обычно фотографировал ночью, всегда используя одну и ту же тяжеловесную камеру, одну и ту же выдержку и вспышку; известность ему принесли снимки ночного Нью-Йорка времен Второй мировой войны. Также можно вспомнить работы малоизвестного канадского фотографа Раймона Манро, ветерана войны, который стал фотожурналистом без всякого специального образования и опыта, а также нью-йоркское фотоагентство «Блэк Стар», основанное в середине 30-х гг. (чьи архивы сейчас хранятся в университете Райерсон в Торонто), где как правило работали фотографы, не имевшие специального образования, однако, несмотря на это, агентство обладало весомым авторитетом в области репортажной фотографии в течение нескольких десятилетий.

Черно-белые фотографии Дугласа предлагают фрагменты из жизни Северной Америки послевоенных лет. Среди них шокирующее своей натуралистичностью изображение жертвы убийства, только что накрытой газетами, драка на трибуне хоккейного стадиона, взятые с близкого ракурса бросок мяч в крикете или кража наручных часов, схематичное изображение движений танцора, полученное при помощи стробоскопа, трое мужчин, стоящих в дверях и с азартом наблюдающих за игрой в кости. Большинство кадров наполнено ярким светом с контрастно выделяющимися тенями, вне зависимости от того, были сняты они ночью или днем. Дугласа особенно привлекали те моменты в процессе съемки, которые фотограф не может контролировать, то, на что он не может повлиять. Искусственное освещение и постановочная композиция здесь находятся в очевидном противоречии со стремлением к некоему неожиданному таинственному измерению, стоящему за видимым сюжетом.

С конца 1980-х гг. Стэн Дуглас снимает фильмы, занимается фотографией и инсталляциями, стремясь перенести зрителя в различные места или события прошлого. Сочетая устаревшие и новые технологии, Дуглас переосмысливает популярные голливудские жанры (в частности, детектив и вестерн), а также заимствует образы и сюжеты из произведений классической литературы (Сэмюэл Беккет, Герман Мелвилл, Франц Кафка), что позволяет ему создавать готовую контекстуальную структуру для своих проектов.

Фильмы Дугласа, которые часто воспроизводятся в случайном порядке и обычно требуют не один день для расшифровки, не соответствуют традиционным ожиданиям в отношении истории или авторства. В своих фотоработах, которые художник подвергает тщательному ретушированию с помощью специальных компьютерных программ, он тоже всячески старается избегать линейности и последовательности восприятия. Обращаясь к реальным историческим событиям, Дуглас рассматривает возникающий контраст между личными, субъективными впечатлениями и официальной версией в описании того или иного факта.  
 

Комментарии