Сны для тех, кто бодрствует

Сны для тех, кто бодрствует

с 20.03 по 29.09

ММСИ (Петровка)

В Московском Музее современного искусства до сентября можно увидеть пятую тематическую экспозицию "Сны для тех, кто бодрствует"

Кураторы: Андрей Егоров, Анна Арутютян

Архитекторы: Сергей Ситар, Алексей КононенкоЭКСПАНСИЯ ПРЕДМЕТА

Чего мы ждем от произведений искусства? Стремимся ли мы обрести с их помощью достоверное знание о природе и человеке или, напротив, хотим обмануться, погрузиться в мир грез и иллюзий? Стоит ли доверять тому, что мы видим своими глазами, или же нам следует быть более осторожными, разборчивыми, и не поддаваться наваждению?

Задача новой, пятой по счету, тематической экспозиции Московского музея современного искусства заключается в том, чтобы проанализировать закономерности зрительского восприятия сквозь призму извечной, актуальной и поныне оппозиции «истинного» и «фантомного» образа. Другими словами — исследовать укорененный в западной культуре конфликт между положительным, рациональным представлением об образе как прозрачном «окне в мир» и прямо противоположным отношением к визуальным подобиям как подозрительным или же откровенно опасным плодам фантазии. Редко выявляясь в столь утрированном виде, эти психологические установки представляются динамической парой: они способны меняться местами в зависимости от точки зрения.

Обратимость заложена и в названии проекта. Оно восходит к диалогу Платона «Софист». В оригинальном контексте фраза «сны для тех, кто бодрствует» выступала иконоборческой метафорой художественного творчества — но, что характерно, метафорой оптической.

В экспозицию войдут произведения амбивалентные по своей визуальной природе: все они допускают противоречивую, двойственную интерпретацию. Зрителю же предлагается сыграть с музейными экспонатами на доверие и задуматься, например, стоит ли считать сверхреалистичный образ лишь безобидной обманкой, являются ли правила построения прямой перспективы естественной моделью человеческого восприятия, можно ли перекодировать образ в текст. Под силу ли художнику запечатлеть нечто трансцендентное, лежащее за гранью опыта? Эти и другие сюжеты, будут рассмотрены в четырнадцати тематических разделах экспозиции, посвященных визуальной онтологии и риторике современного искусства. Своего рода эталоном достоверности в каждом разделе будут выступать специальные экспонаты: оптические приспособления, научные изображения и артефакты.

Экспозиция займет весь второй этаж главного здания музея на Петровке. Ее ядро составят работы российских художников, преимущественно конца XX-начала XXI веков, из музейной коллекции: от живописи, графики и фотографии до видео, объектов и инсталляций. Существенно, что многие произведения приобретены музеем недавно и в подобном контексте будут показаны впервые.

Среди художников: АЕС+Ф, Никита Алексеев, Сергей Братков, Олег Васильев, Франциско Инфанте, Илья Кабаков, Алексей Каллима, Георгий Кизевальтер, Елена Ковылина, Вячеслав Колейчук, Александр Лабас, Игорь Макаревич, Рауф Мамедов, Владислав Мамышев-Монро, Таус Махачева, Ирина Нахова, Дмитрий Пригов, Георгий Пузенков, Александр Родченко, Айдан Салахова, Леонид Соков, Ростан Тавасиев, Дмитрий Цветков, Иван Чуйков, Юрий Шабельников, Сергей Шутов. Экспозицию дополнят работы приглашенных авторов: Татьяны Ахметгалиевой Марины Беловой и Алексея Политова, Ларисы Звездочетовой, Таисии Коротковой, группы МишМаш, Хаима Сокола и других.

Комментарии