101 год студии Бабельсберг

101 год студии Бабельсберг

28 - 29 марта

Одно прекрасное место на Земле

Весенняя сессия кинопроекта «FILMFORUM ТУР» представит знаковые для немецкого кинематографа фильмы, снятые на Студии Бабельсберг - старейшей и самой известной киностудии Германии

Бабельсберг всего на пару лет младше Голливуда. Первую студию на территории Лос-Анджелеса начали строить в 1909-м, а первая студия под Берлином появилась в 1911 году, когда оператор Гвидо Зибер решил перенести туда офис компании «Немецкий биоскоп». Год спустя там был снят первый фильм – «Танец смерти» со звездой немого кино Астой Нильсен. За столетие, прошедшее со дня основания Бабельсберга, киностудия пережила множество взлетов и падений. В «золотые годы», когда она называлась студией УФА, здесь творили Фриц Ланг и Джозеф фон Штернберг, после прихода к власти национал-социалистов в Бабельсберге монтировала «Триумф воли» Лени Рифеншталь, после Второй мировой студия возродилась как ДЕФА и стала главной съемочной площадкой Восточной Германии, а в начале «нулевых» ее заняли голливудские знаменитости: сейчас в Бабельсберге снимают и Квентин Тарантино, и Джордж Клуни, и Роман Полански, и авторы «Матрицы» Энди и Лана Вачовски.

Откроет программу «Пражский студент» (1913) Ханса Хайнца Эверса – один из первых фильмов ужасов в истории кино, мистическая история о бедном студенте, который продает демонического вида торговцу свое отражение в зеркале.

Над картиной работали лучшие кинематографисты того времени. Оператором был тот самый Гвидо Зибер, открывший в Бабельсберге офис «Немецкого биоскопа». С помощью простейшей оптики он сумел снять впечатляющие сцены с участием главного героя и его двойника. Роль студента Балдуина исполнил Пауль Вегенер – легендарный актер и режиссер, один из основоположников немецкого экспрессионизма. Сценарием и режиссурой занимался Ханс Хайнц Эверс – писатель-мистик, поклонник Эдгара Аллана По, который в конце 30-х стал в Германии персоной нон грата (официально его авторство в создании «Пражского студента» было подтверждено лишь пару лет назад).

Совсем недавно фильм был отреставрирован мастерами Мюнхенского Музея кино и Немецкой синематеки. Премьера отреставрированной копии состоялась в феврале 2013 года на Берлинском кинофестивале. Прямо из Берлина картина приедет в Петербург, где ее представит специалист по немому кино, киновед Андрей Андреев. Показ пройдет в сопровождении живой музыки.

Продолжит программу один из новейших немецких фильмов, снятых в Бабельсберге, - «Берлин, Боксхагенер платц» (2010) Матти Гешоннека, экранизация одноименного романа Торстена Шульца. В 2011 году картина участвовала в конкурсе Московского фестиваля, но так и не вышла в российский прокат. Трагикомедия, действие которой происходит в Восточном Берлине в 1968 году, рассказывает о семье, жизни членов которой «перемололи» Вторая мировая война и другие катаклизмы XX века. В качестве художника-постановщика над картиной работал Лотар Холлер – один из самых известных специалистов Студии Бабельсберг, неоднократный лауреат Немецкой кинопремии, который также воссоздавал Восточный Берлин в двух самых известных немецких фильмах о ГДР – «Гудбай, Ленин!» и «Солнечная аллея». Картину «Берлин, Боксхагенер платц» представит куратор проекта «101 год Студии Бабельсберг», режиссер Александр Марков.

В мае программу продолжит новый блок показов – «Студия УФА: золотые годы», в который вошли самый мрачный фильм, снятый в 30-е на переименованной Студии Бабельсберг, - «Фауст» (1926) Фридриха Вильгельма Мурнау, а также самая веселая и легкомысленная картина того времени – музыкальная комедия Эрика Хареля «Конгресс танцует» (1931). Сценарий «Фауста» Мурнау был основан на старинных немецких легендах, одноименной трагедии Гёте и драме «Доктор Фауст» британского драматурга Кристофера Марло. Роль Мефистофеля исполнил Эмиль Яннингс, звезда немецкого немого кино. Этот показ также пройдет в сопровождении живой музыки. От мрачной атмосферы «Фауста» зрители смогут отвлечься на втором сеансе. «Конгресс танцует» - история о вымышленном романе российского императора Александра I и юной продавщицы перчаток. Действие фильма происходит в Австрии во время знаменитого Венского конгресса 1815 года. Роскошные декорации, музыка композитора Вернера Хейманна и режиссура берлинского мастера музыкального театра Эрика Хареля превратили эту картину в один из главных немецких кинохитов 30-х годов.

Тема третьей части программы – «Нонконформистские фильмы студии ДЕФА», главной киностудии Восточной Германии. Откроет июньскую серию «След камней» (1966) Франка Бейера. Производственная драма о любовном треугольнике между строительным рабочим, партийным секретарем и юной девушкой-технологом была признана «антисоциалистической» и запрещена спустя три дня после премьеры. Широкая аудитория увидела эту картину только в ноябре 1989 года. Завершит программу фильм «Последнее из ГДР» (1990) – сатирическая фантасмагория Йорга Фота, которая стала кинематографической эпитафией стране, исчезнувшей с карты мира.

Место показов по традиции будет соответствовать заявленной теме программы: сеансы весенней сессии проекта «FILMFORUM ТУР» пройдут на трех петербургских киностудиях:

Киностудия «Ленфильм» / www.lenfilm.ru (Каменноостровский пр., 10)

ЛЕНДОК / Санкт-Петербургская студия документальных фильмов / www.cinedoc.ru (Крюков канал, 12. Белый зал)

"Леннаучфильм"/ Санкт-Петербургская киностудия научно-популярных фильмов / www.lennauchfilm.ru (ул. Мельничная, 4)

Любители фильмов на немецком языке смогут смотреть кино на языке оригинала – кинопоказы будут проходить на немецком языке с русскими субтитрами.

Вход на все кинопоказы свободный.
 

Комментарии