101 год студии Бабельсберг. Студия УФА: Золотые годы

101 год студии Бабельсберг. Студия УФА: Золотые годы

17 - 18 мая

Студия Документальных фильмов

Кинопроект FILMFORUM ТУР продолжает знакомить зрителей со знаковыми фильмами Студии Бабельсберг, старейшей киностудии Германии. Майский блок показов посвящен самому яркому периоду в ее истории – «золотой эре» киноконцерна УФА, который просуществовал в Бабельсберге до конца Второй мировой

17 мая зрители увидят «Фауста» (1926) Фридриха Вильгельма Мурнау, один из последних шедевров немецкого экспрессионизма, а 18 мая состоится показ главного музыкального хита 30-х годов – мюзикла Эрика Чарелла «Конгресс танцует» (1931).

На протяжении своей вековой истории Студия Бабельсберг не раз меняла не только владельцев, но и имена. В свои лучшие годы, когда она считалась одной из самых оснащенных производственных площадок мира, она носила название УФА. Акционерное общество UFA (Universum Film AG) было основано на базе Студии Бабельсберг в 1917 году: терпевшей поражение в Первой мировой Германии срочно понадобилась собственная кинокомпания для съемок пропагандистских фильмов. К началу 20-х годов УФА потеснила всех конкурентов и фактически стала главной студией Веймарской республики.

«Золотая эра» УФА – это одновременно «золотая эра» всего немецкого кинематографа. Производственные масштабы студии поражают воображение даже сейчас. На ней снималось в среднем около 600 фильмов в год, а ежедневная аудитория картин превышала миллион зрителей. УФА на равных состязалась с Голливудом и заключала партнерские договоры с его гигантами – студиями Paramount и Metro-Goldwyn-Mayer. А когда в кино пришел звук, ее продюсеры, боясь потерять аудиторию, стали выпускать фильмы сразу на двух языках – немецком и английском.

На студии УФА были сняты «Глаза мумии Ма» и «Кармен» - первые фильмы будущего комедиографа Эрнста Любича, грандиозный «Метрополис» Фрица Ланга, «Голубой ангел» Джозефа фон Штернберга, который прославил никому не известную до начала 30-х актрису Марлен Дитрих, а также «Последний человек» Фридриха Вильгельма Мурнау – вершина жанра «каммершпиле», бытовой драмы о маленьких людях.

Эпоха закончилась с приходом к власти национал-социалистов, когда УФА перешла под контроль Министерства народного просвещения и пропаганды Йозефа Геббельса и стала выпускать пропагандистскую продукцию Третьего рейха. Многие работники студии – а в их числе были не только режиссеры и актеры, но и сценаристы, операторы, художники и гримеры – покинули страну и перебрались в Голливуд. Именно профессионалам со студии УФА американская фабрика грез во много обязана своими успехами в 30-е, 40-е и 50-е годы.

В майский блок показов кинопроекта FILMFORUM ТУР вошли два фильма «золотой эпохи» студии УФА. 17 мая зрители увидят «Фауста» (1926) Фридриха Вильгельма Мурнау – один из последних шедевров немецкого экспрессионизма. Сценарий картины был основан на старинных немецких легендах, одноименной трагедии Гёте и драме «Доктор Фауст» британского драматурга Кристофера Марло. В работе над сценарием принимал участие лауреат Нобелевской премии, писатель Герхарт Гауптман, а роль Мефистофеля исполнил Эмиль Яннингс – главная звезда немецкого немого кино, профессор Рат из «Голубого ангела».

«Фауста» называют «самым живописным» фильмом в истории мирового кинематографа. Ни одному режиссеру до Мурнау не удавалось так убедительно изобразить сверхъестественные явления в павильонных декорациях. Никаких спецэффектов в современном понимании тогда не было и в помине – все достигалось игрой света и тени, а искусством этой игры Мурнау владел в совершенстве. Показ фильма в рамках проекта FILMFORUM ТУР пройдет в сопровождении живой музыки, а лекцию перед сеансом прочтет историк кино Андрей Андреев.

От апокалипсической атмосферы «Фауста» зрители смогут отвлечься на втором сеансе. 18 мая программу продолжит музыкальная комедия «Конгресс танцует» (1931) – одна из самых веселых и легкомысленных картин тех лет, история о вымышленном романе российского императора Александра I и юной продавщицы перчаток. Действие фильма происходит в Австрии во время легендарного Венского конгресса 1815 года. Это идеальный образец развлекательного кинематографа студии УФА. Роскошные костюмы, богатые декорации, музыка композитора Вернера Хейманна – все это превратило «Конгресс» в главный немецкий кинохит 30-х годов. Поставил картину Эрик Чарелл – знаменитый режиссер, импресарио музыкальных ревю и оперетт, позднее эмигрировавший из Германии и покоривший американский Бродвей.

В отличие от шедевров экспрессионизма, развлекательные фильмы УФА – практически неизвестная российскому зрителю страница истории немецкого кинематографа, и показ картины «Конгресс танцует» - уникальный шанс восполнить этот пробел. Фильм представит кинокритик Ксения Реутова.

Место показов по традиции соответствует заявленной теме программы: сеансы весенней сессии проекта FILMFORUM ТУР проходят на главных петербургских киностудиях. Показы в мае состоятся на студии ЛЕНДОК - новом культурном пространстве в здании Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, которая с 1932 года располагается в особняке XIX века статского советника А.А. Половцева.

Любители фильмов на немецком языке смогут смотреть кино на языке оригинала – картины демонстрируются на немецком с русскими субтитрами.

Вход на все кинопоказы свободный.

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

ЛЕНДОК / Санкт-Петербургская студия документальных фильмов / www.cinedoc.ru
Адрес: Набережная Крюкова канала, 12, Белый зал

17 мая, 19:00

Фауст / Faust - Eine deutsche Volkssage / 16+ / Германия, 1926, мистическая драма, 87 мин.
Режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау
В ролях: Гёста Экман, Эмиль Яннингс, Камилла Хорн, Уильям Дитерле

Архангел Михаил и Сатана заключают пари. Сатана утверждает, что сможет совратить любого человека, живущего на Земле. Михаил приводит ему в пример Фауста – знаменитого ученого-алхимика. Сатана насылает на его город чуму. Ученый пытается найти лекарство, но терпит неудачу и в порыве отчаяния произносит заклинание, вызывающее Мефистофеля. В обмен на душу алхимика тот наделяет его сначала даром исцелять больных, а затем и вечной молодостью…

Лектор Андрей Андреев
Историк кино, научный сотрудник Российского института истории искусств. Публикуется в журнале «Сеанс», преподает историю зарубежного кино в СПбГУКиТ.

Музыкальное сопровождение: Дмитрий Гуревич - терменвокс, Дмитрий Братухин – клавишные

18 мая, 19:00

Конгресс танцует / Der Kongreß tanzt / 16+ / Германия, 1931, музыкальная комедия, 97 мин.

Режиссер Эрик Чарелл
В ролях: Вилли Фрич, Лилиан Харви, Отто Вальбург, Конрад Файдт

Вена, 1815 год. В городе проходит Венский конгресс – конференция, на которую съезжаются все правители Европы. Кристель, продавщица перчаток, встречает гостей, бросая цветы в проезжающие роскошные кареты. Один из букетов попадает к российскому императору Александру I, которого симпатичные барышни занимают куда больше мировой политики. Вскоре у влюбчивого царя и бедной девушки завязывается роман. Счастье заканчивается, когда в Вену прибывает весть о побеге Наполеона с острова Эльба.

Лектор Ксения Реутова
Кинообозреватель портала Germania-online.ru, консультант Фестиваля немецкого кино в Петербурге, лауреат Премии имени Петера Бёниша. Работала в Кинокомиссии Гамбурга и земли Шлезвиг-Гольштейн.

Комментарии