Всеволод Тарасевич "Формула Времени"

Всеволод Тарасевич "Формула Времени"

с 5.06 по 13.07

Мультимедиа Арт Музей (МАММ)

Имя Всеволода Тарасевича, прежде всего, связано с фоторепортажем

Работая в одном из самых влиятельных в СССР информационных агентств - Агентстве Печати "Новости" (АПН), его фотографии расходились в крупнейшие периодические издания. Но большинство его фотографий создавались по заказу редакции журнала "Soviet Life". Журнал выходил ежемесячно тиражом 30 000 экземпляров при посольстве СССР в Вашингтоне и распространялся на территории США для иностранной аудитории, которая с интересом и настороженностью следила за повседневной жизнью СССР.

В "Soviet Life" были опубликованы одни из самых ярких в фотографическом наследии Всеволода Тарасевича серий, снятых в 1960-х-1970-х годах в МГУ, Институте физики высоких энергий в Протвино, Институте биологической физики РАН в Пущино. Именно эти снимки выбраны для экспозиции, которая открывает серию выставок Всеволода Тарасевича в Мультимедиа Арт Музее.

Всеволод Тарасевич "Формула Времени"
Всеволод Тарасевич. Инженер установки по культивированию водорослей (хлореллы) Владимир Сафронов. Институт биофизики Академии наук СССР. Московская обл., Пущино, 1973. Авторский отпечаток

Фотография с закрепленными за ней значениями документальности, как нельзя лучше подходила для задачи формирования представлений о науке в СССР. Серии строятся по классической схеме репортажа, можно легко выделить его обязательные составляющие: вид города, здания, лаборатории, общий вид залов НИИ или университета, всегда погруженные в работу исследователи, иногда их лица крупным планом. Кроме этого в кадр неизменно попадал досуг: праздники, застолья, гитары, твист. Выбранные ракурсы, пойманные фотографом жесты, позы, ситуации – тот культурный код, который должен был мгновенно считаться зрителем. Именно по ним опознается тип "советского ученого".

Несмотря на то, что работа фотографа была обусловлена форматом журнала, существующими канонами и нормами, Всеволод Тарасевич узнаваем как автор. Стремление даже в указанных рамках найти собственные решения, использование формальных приемов советской авангардной и европейской фотографии второй половины XX века помогают ему выйти за установленные границы советского фоторепортажа.

Всеволод Тарасевич "Формула Времени"
Всеволод Тарасевич. Без названия. 1960-е. Авторский отпечаток

Комментарии