Конспект: 9 заметок об уличном искусстве, его истории и основных техниках
  • 14.05.15
  • 2726

Конспект: 9 заметок об уличном искусстве, его истории и основных техниках

В рамках образовательной программы Музея стрит-арта прошла лекция московского художника Дмитрия Aske на тему «Смысл и пустота в уличном искусстве». Летом будет еще много лекций и мастер-классов, посвященных стрит-арту, – за новостями можно следить на сайте Музея. А пока мы предлагаем вам прочитать главные тезисы прошедшей на этой неделе встречи:

1. О терминологии

«Многие любят называть уличных художников стрит-артистами. Cтрит-артисты – это те, кто дает представления на улице: это мимы, фокусники и так далее. В нашем случае термин «уличный художник» подходит гораздо больше.

2. О граффити и стрит-арте

Кто-то до сих пор путает эти явления. Хотя они очень тесно связаны, тем не менее это не одно и то же. Граффити – это, в первую очередь, писание собственного тега или названия команды. На этом вся концепция заканчивается. А уличное искусство – любое творчество, которое создается в городском пространстве:

3. Об истории

Здесь показана связь между граффити, стрит-артом и другими художественными течениями:

В левом столбце перечислены факторы, повлиявшие на современное уличное искусство: это пропаганда, реклама, монументальное искусство СССР и так далее. История граффити и граффити-райтинга началась еще с палеолита. По сути, концепция с того времени не изменилась: люди всегда хотели оставить память о себе. В США в 1960-х годах подростки тоже хотели, чтобы их запомнили и придумали писать свои псевдонимы на стенах. Кто больше напишет – у того больше известность. Уже больше 40 лет ничего не меняется.

4. Основные техники

Самое простое – наклейки:

Трафареты, самая популярная техника:

Плакаты, то есть работы, изначально нарисованные на бумаге, а затем помещенные на стену:

Инсталляции: любые объекты, которые художник готовит у себя в мастерской, а затем размещает в городском пространстве:

Игра с пространством или интервенции: художник работает непосредственно с объектами, которые находятся на улице.

Несанкционированная графика – это рисунки, обычно небольшого размера, которые художник может прийти и нарисовать в любое время. Чаще всего, это делается без разрешения властей:

Монументальная живопись сейчас является важной частью стрит-арта: фестивали уличного искусства проходят по всему миру, они пользуются большой популярностью и художники, приглашенные туда, имеют возможность разрисовывать большие плоскости. Это было бы невозможно без разрешения властей и финансовой поддержки кураторов:

Большинство работ, которые можно увидеть в сети, – это именно фестивальные работы.

Галерейные работы. Многие уличные художники зарабатывают себе на жизнь не рисованием на стенах, а продажей своих работ в галереи. То есть они по сути уличные художники, но они работают и с холстом. Это явление очень распространено:

5. О вдохновении

Некоторые художественные явления и течения начала XX века выступали за уничтожение искусства прошлого: они хотели привнести что-то новое, сломав старые устои. Стрит-арт же не имеет таких целей. У него нет ярко выраженной идеологии и художники не пытаются сломать то, что было до них. Наоборот, они черпают вдохновение в разных течениях и направлениях:

6. О популярности

Уличное искусство стало популярно среди широкой публики, потому что оно более доступно для него как по содержанию, так и по местонахождению: за искусством теперь не надо идти в музей или галерею, а смысл произведения часто понятен с первого взгляда.

7. О деньгах

Граффити и стрит-арт стали модными ярлыками, из которых многие хотят получить свою выгоду: как корпорации, так и государство.

8. О критике

В нашей среде не хватает профессиональных критиков и теоретиков, которые могли бы грамотно оценивать и описывать работы уличных художников. Это очень плохо, потому что зрителю нужен некий ориентир, по которому он мог бы оценивать качество представленных работ.

9. О славе

Популярные уличные художники становятся брендами: их начинают ценить не столько за творчество, сколько за громкое имя, и зритель часто не способен воспринимать нарисованное критически. Иногда такие художники начинают тиражировать свои известные работы. Впрочем их можно понять: каждый фестиваль хочет заполучить звезду стрит-арта, они начинают много ездить, участвовать везде и в итоге это приводит к повторениям и иногда снижению качества рисунков».

Комментарии

Читать на эту тему