Тегимены: тело-нагота-одежда
  • 19.09.11
  • 571

Тегимены: тело-нагота-одежда

Феномен и тегимен - обратимые понятия; то, что феномен являет, то тегимен скрывает собой. Глаза как зеркало души могут считаться феноменом, а как занавес души - тегименом. Скорлупа - тегимен ореха. Маска - тегимен лица. Одежда - тегимен тела. Тело - тегимен того, что называют душой. Тегимен - общий класс таких объектов, как покрытие, поверхность, упаковка, оболочка, обертка, одежда, футляр, чехол, декорация, маска... [М. Эпштейн]

Я часто задумываюсь, одежда - это продолжение нашего тела или еще одна оболочка, за которой прячется душа?

О границе между собственным телом и внешним пространством давно рассуждают психологи и философы, но о том, где проходит эта граница и как ее можно определить, пока нет единой точки зрения. По мнению таких психологов, как Малер и Кляйн, именно осознание собственного тела и отделение себя от окружающего мира является ключевым моментом в формировании собственного «я» и личности человека.

Слепой человек использует трость как продолжение своей руки, в то время как люди, страдающие психическими отклонениями, напротив, разотождествляются с определенными частями своего тела. Отсюда можно сделать вывод, что как таковых границ собственного тела не существует – это всегда «некоторая реконструкция, работа ума и души».

Предметы одежды и аксессуары в данном случае выступают своеобразными «маркерами» - продолжением тела человека и его новоприобретенной границей:

"В поисках знаков собственных границ тело «всасывает» в свою зону те или иные предметы, заставляя их функционировать в качестве своеобразных меток. Эти предметы срастаются с человеческим телом и не только расширяют его зону, но и, как верные обереги, неизменно охраняют его границы, подтверждая реальность и его контуры".[Культуролог О.Б. Вайнштейн].

 Идея одежды как продолжения тела иногда трансформируется в идею одежды как двойника человека, и тогда одежда может осознаваться как некий фантом, существующий отдельно от ее владельца и наделенный символическим смыслом. На нее также могут переноситься отдельные качества или свойства ее хозяина. Примерами могут служить культовые вещи знаменитостей, которые полностью берут на себя роль репрезентатора своего хозяина.

Одежда также может пониматься как футляр, внешняя оболочка (упаковка), перегородка между человеком и внешним миром, за которую всегда можно спрятаться. Это относится как к социальному значению костюма, так и к его чисто практической и защитной функции.

Если задуматься, то сейчас тело без одежды не воспринимается вовсе, ведь когда мы говорим «голое тело», мы заранее подозреваем, что это тело, на котором нет одежды, – нагота уже не мыслится отдельно от покрова.

Что же такое тело без одежды? Биологический костюм человека или то, что мы можем называть «собой»? Продолжение размышления о тегименах в следующих постах.

Тегимены: тело-нагота-одежда

Текст написан на основе статьи Дарьи Башкатовой

Комментарии

Читать на эту тему