• 10.09.10
  • 5717

Ecofood: что ими движет?

Борис Акимов – создатель "Лавки", Виктор Майклсон – организатор фестиваля Slow Food, владельцы сайта органической еды Salat Shop рассуждают о здравом смысле, экоеде, фермерских продуктах и воспитании

Парадокс нашего времени: продуманный маркетинг в сочетании с удачной упаковкой помог супермаркетам и фастфудам вытеснить обычную "сельхозеду" с наших столов, зато молоко или творог из деревни многие теперь воспринимают как некий эксклюзивный товар, за который нужно дорого платить. Слово "фермер" возрождается и становится уважаемым, люди начали задумываться о том, что они едят и заказывают свежую деревенскую еду через Интернет-сайты. Увлечение эко-едой перестаёт быть просто модой и превращается в часть повседневности. На смену моде приходит здравый смысл. Задумываться о качестве, составе и вкусе, не идя на поводу у поставщиков модифицированных продуктов, подрывая здоровье и настроение, становится потребностью. Но есть и другая сторона: возникшая мода привела к тому, что производители стремятся приклеть штамп "эко" или "био" на каждый продукт или вещь, превращая идею обычного здорового питания в коммерческий культ. Один за другим стали появляться сайты, предлагающие молоко или мясо с ферм, проверить качество продукции на которых почти невозможно. Сертификации в России еще нет, а интерес к свежим продуктам растет. Фестиваль фермерской еды Slow Food пройдёт в России впервые. Главная его задача – осведомлять покупателей и производителей о потребностях друг друга. Говоря проще, речь идёт о вкусной еде, которая должна производиться без вреда для окружающей среды, животного мира и нашего здоровья.
Борис Акимов первым создал успешный виртуальный магазин фермерской еды "Лавка", завел первый в Москве огород на Aрме, а на своей личной грядке выращивает тыкву, брюкву, репу и помидоры.
Борис Акимов. Экоеда
«Поднимать деревню нужно весело и приятно. Во всем должно быть немного арта. Фермер должен и в твиттере сидеть, и на фейсбуке.
Стратегически мы строим такой бизнес, чтобы у фермеров был прямой выход на покупателя. В России нет института, который позволял бы им адекватно работать, мы хотим помочь. Сегодня русский фермер живет в довольно неприглядных обстоятельствах: это картина заброшенного сельского пространства. Но думаю, что лет через пять ситуация изменится, и придут молодые. За это время мы хотим создать систему, которая позволит людям, где бы они не находились – в Москве, Питере или Владивостоке, заходить на один и тот же сайт, чтобы увидеть локальных производителей. Например, человек привык употреблять фермерскую еду, но ему нужно уехать на месяц в командировку, что делать? Ходить на рынок? Покупать продукты на рынке, конечно, здорово, но только если у тебя налажена связь с продавцами, которые не обманывают. Нам бы хотелось, чтобы люди дела – крестьяне – стали чувствовать, что у них есть работа.
Экоеда
Сейчас все называют свою еду экологически чистой, но обычно это просто маркетинговый ход. Вообще, чем больше упаковка еды кричит о том, что она экологически чистая, тем меньше ей стоит доверять. Должны быть документы: ферма "Горчичная поляна", с которой мы работаем, сертифицирована Евросоюзом как биоферма. Но в России пока такой сертификации нет. Впрочем, если в составе молока указано только молоко, то это тоже можно покупать.
«Лавка» предлагает только то, что производится в фермерских или домашних крестьянских хозяйствах России. Мы ездим по частным хозяйствам Московской и ближайших областей и ищем лучших. Мы проверяем еду, смотрим, в каком состоянии находится ферма, сами, насколько можем, даем экспертную оценку. Для нас важно в каких условиях содержатся животные, как выглядят овощи, и вообще, приятный ли человек. Потом мы вместе готовим и едим. Наш маркетинг – доверие и открытость. Ещё пример: как-то я стал есть нашу телятину и остался ей очень недоволен. Что я сделал? Я сразу написал в блоге и о своих подозрениях, и о том, что те, кому эта телятина досталась, могут её вернуть, мы отдадим деньги. Ни один человек, правда, не сказал, что у него есть претензии.
Борис Акимов. Экоеда
Сам я не ем ничего, кроме фермерской еды: в магазине могу купить крупу и сахар.Нельзя есть курицу, которую пичкают всякой гадостью, чтобы она выросла до нужных размеров за месяц. В норме для этого нужно месяца четыре. Сравните ножки курицы, лежащей на прилавке, и куриные ножки: окорочка ведь несопоставимо больше. Курицу растят так, чтобы у нее были большие ноги. По-моему, страшно.
Но стремление к здоровой еде и ответственному потреблению не должно становиться самоцелью. Это всего лишь средство достигнуть лучшего.
На фестивале Slow Food я буду читать лекцию о том, как построить в России привлекательный фермерский проект».
Фермерская еда в "Лавке":
- огурцы, 100 рублей за кг
- помидоры, от 140 до 180 рублей, в зависимости от размера чем крупнее, тем дороже
- курица для жарки, 350 рублей
- молоко натуральное, 120 рублей за литр
- кефир, 200 рублей за литр
- варенье из крыжовника, 600 рублей
- домашний сыр, 700 рублей за кг
Гастрономический рэп Бориса Акимова:

Salat shop

Оля Малышева и Андрей Зубрилов. Salat shop
Оля Малышева (идеолог проекта) и Андрей Зубрилов (арт-директор)
Продают органический английский хлеб из пророщенной пшеницы, вяленые на солнце помидоры, нефильтрованное оливковое масло и другую органическую еду.
Считают, что в России стало формироваться спокойное отношение к экопродуктам, хотя, конечно, и не до такой степени как в европейских странах, где это давно норма жизни. Люди в нашей стране перестали считать эко-продукты просто модной тенденцией. Теперь они действительно задумываются о том, что едят. Оля пять лет разбиралась, где правильней всего покупать экологически чистую еду и как ее продавать.

«Мы не делаем из органической еды культа, считаем это нормальным здоровым питанием, и в своем магазине предлагаем продукты, которых в Москве не найти. Недавно мы нашли монастырь, где выращивают пшеницу, и хотим с ним сотрудничать. Чуть позже начнем привозить сметану и сыр.

Salat Shop. Экоеда
В магазинах часто ставят штампы "эко" или "био", но это вовсе не означает, что это полезная еда. Мы продаем хлеб, в составе которого только пророщенные зерна пшеницы и органические фрукты, орехи и семечки. Его пекут по старинному английскому рецепту при невысокой температуре, чтобы сохранить природную пользу. Мы продаем масло арганы, одно из самых дорогих, редких и ценных масел в мире. На этом масле делают косметику. Деревья арганы растут только в Марокко, каждое из них имеет свой номер и находится под охраной ЮНЕСКО. Масло получают из плодов дерева методом холодного отжима. В Марокко охраняют каждое дерево, для них это "нефть".
Еда – это не просто вкусно, это еще и положительные эмоции. Поэтому важно, что мы едим. Например, в финики, которые продаются в палатках, добавляют сахар и консерванты, а они ведь должны быть просто высушены на солнце. Тогда они вкусные, как конфеты. Но, пока не попробуешь, не поймешь».
Salat shop. Экоеда
Приобрести в Salat Shop:
- вяленые на солнце помидоры из Италии, 230 рублей. Помидоры сушат на солнце и консервируют в подсолнечном масле с добавлением ароматных трав и специй. Не содержат уксуса.
- органический английский хлеб из пророщенной пшеницы без добавления муки, дрожжей или сахара, 200 рублей
- финики на ветке из Туниса, 150 рублей
- нефильтрованное оливковое масло Extra Virgine из Италии, 340 рублей
- оливковое масло Extra Virgine с базиликом, 350 рублей
- оливковое масло Extra Virgine из оливок сорта Таджаска, 900 рублей
- оливковое масло Extra Virgine BIO, 740 рублей
- крем-паста из оливок в оливковом масле, 290 рублей, без консервантов и животных жиров
- натуральное масло арганы из Мароко, 2100 рублей
- салфетки из бамбука для мытья посуды, 300 рублей.

Виктор Майклсон, организатор фестиваля Slow Food

Виктор Майклсон. Экоеда
«Рост интереса к фермерской еде сейчас стал заметнее, но на самом деле состоятельные люди в России уже несколько лет как практикуют это в частном порядке. У большинства обеспеченных семей есть свой молочник или человек, который возит мясо. Но когда мы имеем дело с целым городом – это уже другой случай. Транспортировка товара стоит дорого, поэтому должны быть посредники двух видов – рынок или Интернет-магазин. Многие фермеры этого не знают, они вообще не думают, что их продукция чем-то интересна. Транскорпорации всем объяснили, что яблоки должны быть одинаково красные, а творог должен быть упакован в красочную обертку и ароматизирован, главный офис должен быть где-нибудь в Денвере. Наши фермеры смотрят на свои разные по форме яблоки, как на что-то второсортное. Когда мы объясняем им, что такие яблоки могут быть востребованы, то они удивляются, что это вообще кому-то нужно.
Основная цель нашего фестиваля – показать потребителям, что такое фермерские продукты, и доказать фермерам, что они востребованы. Мы занимаемся сводничеством. Карло Петрини (основатель движения Slow Food) говорил: "Парадокс заключается в том, что богатейшие транснациональные корпорации кормят беднейшие слои населения и наживаются на них, а самых богатых людей в стране кормят бедные фермеры".
В мире существует экостандарт, но в России его нет. Здесь все только начинается, но скоро на продуктах будут стоят штампики о том, что производитель продукта, например, не использует химических удобрений. Необходимость сертификации – это как раз то, что мы будем обсуждать на фестивале. Если экспертизы нет, то любой может сказать, что его продукция экологически чистая и натуральная.
В основе движения Slow Food лежит просвещенный гедонизм, а не страх. Это удовольствие от еды, которая должна быть вкусной, чистой и честной. При этом в ней не должно быть того, что может разрушать организм. Конечно, если ты много пьешь или употребляешь наркотики, наверное, ты тоже наслаждаешься жизнью, но коротко. Чтобы наслаждаться жизнью длиннее, нужно есть что-то полезное.
Тот же Петрини писал, что когда-то признаком высшего класса было употребление импортных продуктов. Пряности, которые везли из Индии, например. Шафран стоил дороже платины. Сегодня мы заходим в магазин и часто даже не знаем, сколько километров проехали огурцы. Мы часто получаем продукты, которые проделали долгий путь, но не испортились, потому что они обработаны. А здравый смысл подсказывает: нормальные продукты должны портиться быстро.
Фермеров, которые примут участие в фестивале, мы искали по одному. Это консервативные люди, на Дорогомиловском рынке они будут продавать свою продукцию перед входом. Их продукция дорога, но если мы не будем им платить, то это подорвет взаимное доверие.
Я не верю олигархам, которые смакуют устриц. Не верю, потому что, я вырос в этой же советской кухне и знаю, что у нас нет возможности иметь хороший вкус. Но зато мы можем дать его нашим детям. Сенсорика (чувственное восприятие) очень важна. Если вы не будете водить ребёнка в Эрмитаж, Третьяковку, на выставки современного искусства, то его развитие остановится на репродукции "Утро в сосновом лесу" (картина Шишкина, репродуцируемая на конфетных фантиках), ему всё будет не интересно. Мне знакомы десятки людей, которые знают множество картин, имен художников, но не понимают их, потому что развитие вкуса – визуального или музыкального – происходит с детства. С едой тоже самое».
В Америке культура фермерской еды превратилась не только в нормальный образ жизни, но и в ландшафтный дизайн на крышах (на фото: крыша склада в Бруклине)
Грядки на крыше склада в Бруклине. Экоеда
или оригинальную подачу своего фермерского хозяйства, как у Яна Чейни, который разбил свою ферму в кузове грузовика.


«Энни Новак выращивает овощи на крыше склада в Бруклине, а режиссер Ян Чейни ведет свое крохотное хозяйство в кузове старого грузовичка. Чейни называет свое хозяйство "Ферма в грузовике" (Truck Farm) и часто привозит "ферму" прямо к дому подписчика. "Ничего свежее вы точно не достанете", — говорит Чейни».
Текст полностью: www.snob.ru/selected/entry/19513
Ферма Энни Новака: www.rooftopfarms.org.
Truck Farm: www.truck-farm.com
Фермы на крышах: megreen.org.ua/?p=1713
Не исключено, что с таким ростом интереса к фермерской и экологически чистой еде скоро и в Москве свой городской огород будет не только у Бориса Акимова. На крышах и балконах редакций, офисов, производств в обеденный перерыв будут сажать редиску и помидоры, на окнах квартир появятся горшки с морковкой или репой, а фотографирование своих грядок и выкладывание картинок в facebook станет привычным занятием.
Фото: Алёна Чендлер, Алексей Калабин

Комментарии

Читать на эту тему

Реклама