Десять "Стереолет": как это было
  • 24.06.11
  • 913

Десять "Стереолет": как это было

Лучший музыкальный фестиваль Петербурга отмечает юбилей. Организаторы и завсегдатаи "Стереолета" вспоминают, сколько всего произошло за столь долгий для российского шоу-бизнеса срок

С чем в России не беда? Даже хлынувший с Запада поток артистов, наводнивших концертные залы, открытые площадки и небольшие клубы, ничего кроме тоски не навевает – всё те же ветераны хард-рока, постаревшие поп-звезды и малоинтересные современные коллективы второго и третьего эшелона. Конечно, не стоит излишне драматизировать, ситуация год за годом меняется в лучшую сторону, пусть и медленно; и, возможно, одна из движущих сил процесса – компания «Светлая Музыка», которой, как и фестивалю «Стереолето», в 2011 году исполняется 10 лет.

Фестиваль Stereoleto в Санкт-Петербурге. "Стереолето" в 2009 году, фото: Паша Ставангер

О том, как все начиналось, во что превратилось и чем порадует в будущем, рассказывают непосредственные участники событий.

Десять

Илья Бортнюк

основатель "Светлой Музыки"

Сначала мы делали вечеринку "Sushi Disco". В 2001 году в звуковой моде ключевое место занимала эстетика easy-listening, а японцы в этом плане находились впереди всех, у них были замечательные Fantastic Plastic Machine, Pizzicato Five, и вообще Япония в то время на музыкальной сцене была очень модным и актуальным игроком. Поэтому я решил сделать такую вечеринку в Молодежном Театре на Фонтанке, куда мы пригласили основателя Pizzicato Five Каниши Ясухара, и он играл диджей-сет со всякими авторскими вставками. Было очень здорово, много народу, потому что тогда проводились только рэйвы и рок-концерты, а такого красивого, приятного и актуального мероприятия еще никто не делал. После этого я сразу же подумал, что хорошо было бы организовывать что-то подобное каждый год, но уже в формате фестиваля. Не помню, как появилось название – кажется, оно мне приснилось ночью, а на следующий год мы сделали фестиваль в виде четырех вечеринок, одна из которых, кстати, называлась "Sushi Disco".

Есть такое понятие, "тренди". Наша публика – это преимущественно молодые люди, они более-менее в курсе, что происходит в современной музыке и им интересно открывать для себя что-то новое. Это нечто среднее между просто любителями музыки, сходить куда-то в приятное место и тем, что раньше называлось хипстерами,– но не знаю, есть ли сейчас такое понятие, или нет.

Каждый год поступает предложение сделать "Стереолето" где-нибудь в новом городе. В те разы, когда мы проводили фестиваль в Москве и Екатеринбурге, была финансовая возможность, потому что нашлись спонсоры. В нынешнем году, например, предложили сделать в Перми или в Минске, но ничего не вышло: я им сказал, что готов дать франшизу и помочь с букингом артистов, а заниматься всей финансовой историей не хочу, потому что это сложно и здесь, в Петербурге. А ценители музыки – живая почва для хороших фестивалей – в регионах есть, но нет людей, промоутеров, которые могли бы все это делать. Кто найдет спонсоров и захочет провести "Стереолето" у себя в городе – с удовольствием помогу им в плане артистов, имиджа и тому подобного.

Есть масса примеров, когда фестиваль растет, а по качеству становится хуже. Поэтому я буду четко следить за качеством. Уже есть планы и договоренности, мы будем очень активно сотрудничать с некоторыми западными фестивалями, в частности, с Flow Festival в Финляндии. Пока, правда, непонятно, в каком виде – наверное, некоторых наших артистов будем туда возить, может, появится специальная выездная сцена "Стереолета".

Я чувствую, что это уже такая вещь, она имеет форму. Раньше была лишь идея, и понятно, что в первый же год она обрела некую форму, но теперь это настоящий бренд, который может развиваться в разные стороны и страны. Для меня особый символизм заключается в том, что первая моя дочка родилась как раз когда было "Sushi Disco" и ей исполнился год, когда было первое "Стереолето". Я всегда сопоставляю – как у меня растет дочка и как растет "Стереолето". И то и другое очень хорошо растет и развивается!

Фестиваль Stereoleto Фестиваль в 2006 году

Десять

Мила Скворцова

арт-директор"Radiobaby", бывший PR-директор "Стереолета"

Все начиналось с самого первого фестиваля – я давно дружила с Ильей Бортнюком, у нас были схожие музыкальные взгляды, так что присутствовала с самого начала в качестве дружественного посетителя, интересующегося музыкой. Была приятно поражена форматом, которого у нас до "Стереолета" не существовало, поскольку очень люблю европейские летние фестивали и для меня было большим счастьем, что и у нас такое появилось.

На "Стереолете" у меня произошел переворот в музыкальных вкусах. Раньше я предпочитала всякий инди-рок, а там увидела бельгийскую группу Vive la Fete и начала открывать для себя направление электро-клэш,– до сих пор это один из моих любимых стилей. А когда я работала в "Светлой Музыке", и уже развивала в себе определенные вкусы, то была счастлива не только сотрудничать, но и диджеить на сцене с моей любимой группой Ladytron.

Больше всего мне нравится, что так много народу в курсе современных тенденций, и видеть это можно только на "Стереолете". Первые годы, конечно, там были одни знакомые. А сейчас больше молодежи - я не знаю, откуда они обо всем узнают, но очень это приветствую. Понятно, что в интернете сейчас можно найти любую музыку. Но где они берут свои ориентиры? Ведь люди знают не только больших артистов, но и все остальные группы, написанные буквами помельче, актуальные именно сегодня. Хэдлайнеры – они, как ни крути, пока доедут до России, уже становятся вчерашним днем. Это правильный путь развития – остается загадкой, как все эти ребята попали туда, но нет сомнений, что после "Стереолета" они будут правильно музыкально развиваться.

Сейчас стало похуже. Это все равно выглядит круто на фоне петербургской и российской музыкальной сцены, но стало меньше неких "исполнений желаний". Если раньше музыканты делали скидку на Россию, потому что для них это представлялось экзотикой - им было любопытно и интересно. Мол, Россия - это какой-то медвежий угол и денег у них нету, поэтому за символические деньги многие были согласны приехать. Теперь они свой звездный уровень для России не спускают, и некоторые артисты, которых охота привезти – не по карману. В общем, жалко, когда приходится выбирать не из того, чего хочется, а из того, что дают.

Stereoleto The Go! Team на "Стереолете"-2008, фотография - официальный сайт фестиваля

Десять

Геннадий Боголепов

директор "Стереолета"

Для меня "Стереолето" начиналось в 2005 году, когда я работал раннером (это как тур-менеджер) с русской стороны для английских инди-рокеров Pink Grease. С тех пор уровень артистов стал значительно выше, вырос статус фестиваля, а вместе с ним изменилась и атмосфера. Хотя, в этом году мы попытаемся воссоздать ту душевную обстановку старого "Стереолета", – где испытываешь ощущение не как от обычного концерта, а, скорее, как от вечеринки, на которой открываются огромные возможности услышать новых артистов, самых актуальных и интересных.

Существует масса трудностей – например, когда мы уже успели выкупить билеты, один из артистов сообщает: "я тут недавно как раз решил переехать в другой город, не могли бы вы мне переделать билеты?"; или когда ты им посылаешь приглашение для того, чтобы сделать визу, а они находятся в полной уверенности, что это и есть виза. То есть, здесь мы имеем дело со сложностями скорее логистического характера.

Публика у нас очень разношерстная, но я не припоминаю, чтобы на "Стереолете" когда-то были примеры неинтеллигентного обращения людей друг с другом. Образованные, приятные, заинтересованные в искусстве, как раз те, кто ходит на интересные выставки Лофт-проекта "Этажи",- думаю, это наша общая с ними аудитория.

У нас не так сильно развита музыкальная индустрия – на радио вряд ли можно услышать то, что играет на "Стереолете". В России в смысле форматов все очень зажато, радиостанции не идут на эксперименты, не показывают европейских артистов, которые интересны по-настоящему,- они играют только то, что уже стало хитами. Поэтому, разумеется, публики не так много и ниша не очень большая. В Европе, конечно, на подобных мероприятиях тоже есть ключевые хэдлайнеры, но главным образом организаторы все-таки ориентируются на музыку, еще не вышедшую в тираж.

Мы и в этом году могли бы сделать семь концертов и семь главных артистов. Но нашей задачей было организовать все более насыщенно, именно поэтому и ограничиваемся двумя днями. У нас в целом нету такой задачи, расширяться или сужаться – у нас есть задача привозить наиболее интересных артистов. Могу точно сказать, что мы разрабатываем план уже на следующий год, и, как обычно, постараемся всех удивить. Открою небольшой секрет: лично я в данный момент мечтаю привезти в Россию исландскую певицу Бьорк!

Stereoleto "Стереолето" в Москве

Десять

Юля Чай

Сарафан PR

Впервые меня на "Стереолето" привел мой парень, который фанател от "Светлой Музыки" и мечтал стать промоутером. Промоутером он стал, отношения наши закончились, но принесли мне любовь к "Стереолету".

Признаюсь, в свое время перебиралась через забор, затем стала ходить по билетам, а потом работать на фестивале. Работа на "Стереолете" – это праздник! До определенного момента бегаешь, носишься, а потом.. Бац! И ты уже на сцене, с артистами. Илья Бортнюк, кстати, не раз выходил с хэдлайнерами на сцену, как-то, кажется, даже с маракасами – это хороший знак, говорящий о том, что все прошло удачно.

Я ревела, кружась на траве, под "La Ritournelle" Себастьяна Телье – до последнего момента не верила, что увижу его вживую. Перед этим побывала на Air, дикой фанаткой которых являюсь, и плясала на сцене вместе с Chicks on Speed, напившись текилы. В общем, артисты, играющие у меня в плеере, приезжают сами, и впечатлений всегда масса, но если немного отвлечься от музыки, то на "Стереолете" я больше всего люблю есть плов и встречать рассвет после события.

Фестиваль Stereoleto "Стереолето-2007"

Десять

Павел Мрачек

безработный

На таких событиях запоминаются скорее собственные и друзей алкогольно-наркотические приключения, а не артисты – всякая рафинированная лабуда для неженок. Всякие "крайне популярные петербургские группы с экспрессивным фронтменом и безупречным лондонским звучанием", – дешевые понты и кумовство. Привезли бы, не знаю, The Raveonettes или Фенриза из Darkthrone с диджей-сетом...

Музыкальные фестивали вообще - это отлично. В идеале. Как, например, Primavera в Барселоне. Но то Барселона, там люди, даже нет, не закормленные, а просто по темпераменту более открытые и незамученные. Если им понравился Стив Альбини, о котором они до этого и не знали, то на следующий год перед сценой, где выступает Shellac, будут массовые половецкие пляски. И публика сыта, и организатор цел, все накатано годами успешной практики. Туда каждый год ездят русские умники, которым "Стереолето" не впилось.

Но устроителям "Стереолета" все равно огромный респект. Они рискуют финансами, рискуют поседеть, следят, чтобы в журнале "Тайм-Аут" вовремя появился очередной панегирик, честно делают что-то, по их мнению, культуртрегерское – и они вообще-то не виноваты, что Вася идет гулять только туда, где жуют опилки. И не пойдет он никогда на Raveonettes и Фенриза в нужном количестве – если там не будет хедлайнером Лагутенко или Литвиненко. Мне лично этот фестиваль не нужен, но я и не Вася.

Десять Постер - agon_noga, фотография - профиль фестиваля на lookatme

Десять

Илья Розов

музыкальный критик

Первое "Стереолето" я не помню, вообще целиком ни одного "Стереолета" не помню – только вспышками. Вот Chicks on Speed выплясывают на сцене K2, вот концерт 2Raumwohnung под проливным дождем, вот Massive Attack и Dj Krush на Елагином острове.. Ради этих моментов мы и живем!

За десять лет фестиваль превратился из явления сугубо музыкального в настоящее культурное событие, каким и должен быть истинный европейский фестиваль. Пусть в нынешнем году и нет громких хедлайнеров – все равно "Стереолето" будет замечательным, потому что это всегда приятные люди и хорошая музыка, а чего еще можно пожелать от летнего фестиваля?

Десять "Стереолето-2009", фотография - репортаж о фестивале на be-in

Десять

Андрей Самсонов

музыкант, продюсер

Первые вечеринки в августе 2001 года и первое "Стереолето" пришлись на очень памятное для меня время. Тогда идея городского фестиваля современной музыки понравилась мне сразу, и я очень рад, что это сложилось в добрую традицию, что "Стереолето" продолжает существовать, и на него по-прежнему ходят люди.

Наверное, это единственный фестиваль, который собирает разных современных артистов – никак не устаревших, но в то же время это не мэйнстрим, а новая электронная музыка, актуальная как в Европе, так и за ее пределами. Он действительно несет просветительскую нагрузку, но она в удовольствие, и никак не связана с какими-то переживаниями экспериментального толка, – что тоже хорошо, конечно, но в других местах.

Все здесь связано с Ильей Бортнюком. Если у "Стереолета" есть лидеры, идеологи, то он – точно главный среди них. И вообще, можно сказать, это авторский фестиваль, ведь, чтобы провести его, необходимо загореться, надо быть локомотивом, двигателем, которым, собственно, Илья и является. Главное – что есть он.

Единственное, что можно пожелать "Стереолету" – это хорошей погоды. Всего остального у него и так в достатке.

Stereoleto 2007

Между тем, первая часть фестиваля в этом году состоится уже 25 июня и наверняка порадует ценителей необычной музыки и приятного общения. А пока мы все ждем субботы, попробуйте вспомнить – какие впечатления связаны со "Стереолетом" у вас?

Комментарии

Читать на эту тему